Броева Ирина
Беседа-концерт, посвященная классической музыке П. И. Чайковский «Детский альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в форме развлечения для старшей группы детского сада.
Тема:
«Беседа - концерт,
посвященный классической музыке.»
(П. И. Чайковский «Детский альбом»)
Программное содержание:
Цель:
-воспитывать любовь к классической музыке
-расширить представление о творчестве композитора П. И. Чайковского
- организация весёлого творческого досуга детей
Публикация «Беседа-концерт, посвященная классической музыке П, И, Чайковский „Детский альбом“» размещена в разделах
- создать условия для развития воображения, стимулировать творческое мышление
Задачи:
Области:
«Социально-коммуникативное развитие»
- развитие умения работать в коллективе
-воспитывать дружеские взаимоотношения
-создать веселое настроение и ощущение праздника от совместного взаимодействия детей и взрослых
«Познавательное развитие»
-развитие мышления, воображения, развитие эмоциональной отзывчивости детей
-расширять кругозор детей посредством разных видов творческой деятельности
-обогащать новыми музыкальными впечатлениями
«Речевое развитие»
-расширять словарный запас
-развитие воображения, творческого мышления, памяти
«Художественно - эстетическое развитие»
-воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре, к классической музыке
-формировать музыкальный вкус
- формировать музыкальную восприимчивость, способность эмоционально откликаться на музыку разного характера
«Физическое развитие»
-совершенствовать творческие способности детей, углублять восприятие музыки через движение
-развивать самостоятельность в использовании приобретенных двигательных навыков у детей
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-рассматривание репродукций картин художников 18 – 19 веков, просмотр иллюстраций архитектурных памятников, беседа о быте, культуре, традициях той эпохи
- знакомство с творчеством П. И. Чайковского (показ портрета, рассказ о жизни, слушание произведений композитора, беседы с детьми, музыкальные викторины на угадывание знакомых произведений)
- разучивание движений танца польки, разучивание песни
- развитие слухового восприятия, мышления, памяти, воображения
- индивидуальные беседы с детьми об услышанной музыке
- рассматривание картин, иллюстраций, чтение стихов
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ:
Музыкальный материал :
-«Вальс» («Детский альбом» П. И. Чайковский)
- «Марш деревянных солдатиков» («Детский альбом» П. И. Чайковский)
- «Шарманщик поет» («Детский альбом» П. И. Чайковский)
- «Неаполитанская песенка» («Детский альбом» П. И. Чайковский)
- Детская песня «Мой Лизочек так уж мал» (П. И. Чайковскмй)
- «Полька» («Детский альбом» П. И. Чайковский)
- «Игра в лошадки» («Детский альбом» П. И. Чайковский)
- «Сладкая греза» («Детский альбом» П. И. Чайковский)
Оформление и атрибутика:
- зал оформлен в стиле гостиных прошлых лет: кругом вазы с цветами, свечи
- на столе портрет композитора
- иллюстрация с изображением страны Италии, города Неаполь
- иллюстрация к песне «Мой Лизочек так уж мал»
- музыкальные инструменты - бубны
Ход развлечения
Дети входят в зал под музыку «Вальс» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Муз. Рук: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на настоящий концерт. А вы знаете, что такое «концерт»?
Дети: Это выступление артистов, которые поют, танцуют, еще на концерте мы можем просто послушать музыку!
Муз. рук: Правильно, ребята! Сегодня мы окажемся на концерте, посвященном выдающемуся русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Этот композитор (показ портрета) очень любил детей, любил играть с детьми, наблюдать за ними. Свои наблюдения он отразил в своей музыке. Для таких детишек, как вы и чуть старше, он сочинял сказочные балеты, множество разных пьес, в том числе и «Детский альбом». В нем собраны маленькие пьесы - картинки, которые рассказывают о жизни детей. Однажды Петр Ильич увидел, как мальчики играют в деревянных солдатиков. Солдатики маршировали важно, чинно, бодрым шагом. Давайте и мы с вами попробуем превратиться в этих отважных солдат, будем маршировать.
Дети исполняют марш «Марш деревянных солдатиков», музыка П. И. Чайковского
Муз. рук: Пока композитор наблюдал за солдатиками, его внимание необычные звуки…Он взглянул в окно и увидел большую улицу, посреди которой стоял шарманщик. Шарманщик – это бродячий артист, который играет на музыкальном инструменте- шарманке. Звучала музыка, и прилетело множество птиц, которые красиво размахивали крыльями. Эту картинку из жизни композитор отразил в музыке. Давайте изобразим этих удивительных птиц под музыку Петра Ильича Чайковского.
Дети выполняют упражнение «Шарманщик поет», музыка П. И. Чайковского (садятся)
Муз. Рук: теперь мы с вами отдохнем и поговорим о путешествиях. Петр Ильич Чайковский очень любил путешествовать. Он бывал в разных странах и затем свои впечатления передавал в своей музыке. Одна из солнечных, ярких, выразительных пьес называется «Неаполитанская песенка». Неаполь- это город в такой удивительной стране- Италии. Об этом прекрасном городе сложено множество стихов:
Это море предо мною, это небо голубое,
Эти солнечные сети, как без них прожить на свете?
Эти рощи у залива, эти гибкие оливы,
Этот край вечнозелёный полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою, мой Неаполь, никогда!
Здесь всё вокруг моё –
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.
Люди в этом городе очень любят петь, веселиться, танцевать. Они доброжелательны, великодушны и энергичны. Давайте с вами послушаем эту пьесу. Слушайте внимательно и скажите: «Почему она называется песенкой, ведь никто не поет?»
Исполнение. «Неаполитанская песенка», музыка П. И. Чайковского
Дети: Под эту музыку можно петь, в ней есть напевная мелодия
Муз. Рук: Правильно, под эту музыку можно петь, танцевать, она очень мелодичная, песенная. Жители Неаполя не могут без пения и танцев, хочется взять звонкие веселые инструменты, чтобы они помогли своим легким звучанием исполнить эту музыку. Как вы думаете, какие инструменты нам в этом помогут?
Дети: Бубны.
Муз. Рук: Теперь я приглашу несколько детей для исполнения танца с бубнами под «Неаполитанскую песенку», ведь у нас с вами самый настоящий концерт.
Дети исполняют творческую пляску- импровизацию с бубнами «Неаполитанская песенка», музыка П. И. Чайковского
Муз. Рук: Мы с вами говорили о том, что свои впечатления о детях, путешествиях Петр Ильич отразил в маленьких пьесах, которые входят в «Детский Альбом». А написан он был для любимого племянника – Володи Давыдова, чтобы ему было интереснее обучаться игре на фортепиано. Мальчик был очень маленький и, конечно же, все маленькие дети любят сказки много сказок рассказал он своему племяннику в музыке, вот еще одна музыкальная сказка композитора, которая называется «Мой Лизочек так уж мал». О чем поется в этой песенке?
Дети: о девочке Лизочке.
Муз. Рук: девочка эта обычная или особенная?
Дети: Особенная, потому что она маленькая, сказочная!
Муз. Рук: Какую сказку вы знаете, где есть такая же маленькая девочка?
Дети: Сказка про Дюймовочку.
Муз. Рук: Наша Лизочка (показ иллюстрации) живет в лесу, ей не с кем играть, она сделала себе стульчик из грецкого ореха и принесла его на полянку, села на него и громко кричала, и тут же доносилось эхо, с которым она разговаривала, так как у нее не было друзей. Она дружила с эхом. Давайте споем про нее песенку, подружимся с нашей Лизочкой.
Исполнение. «Мой Лизочек так уж мал», музыка П. И. Чайковского
Муз. Рук: Продолжим наш концерт, посвященный творчеству Петра Ильича Чайковского веселым танцем. Композитор очень любил детей, и он знал, что дети очень любят сказки, любят петь и веселиться и, конечно же, все дети любят танцевать. Чтобы ребятам было весело, Петр Ильич сочинил задорную польку. Давайте исполним этот танец.
Дети исполняют «Польку», музыка П. И. Чайковского
Муз. Рук: В «Детском Альбоме» дети радуются подаренной им новой кукле, грустят вместе с больной куклой, и, конечно же, играют. Мы поиграем с вами в игру, в которую дети играли давным давно и играют до сих пор.
Дети исполняют «Игру в лошадки». Музыка П. И. Чайковского
Муз. Рук: Музыка П. И. Чайковского рассказывает о жизни детей, которые жили очень давно, когда еще не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Они ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах, и мальчики играли не в машинки, а с деревянными лошадками на колесиках, с деревянными солдатиками, но девочкам, так же как и сейчас дарили красивых кукол в длинных бальных платьях. Все эти игры и занятия интересны и близки дедят до сих пор, а музыка композитора П. И. Чайковского близка, понятна и любима нами.
Вот и подошел к концу наш концерт. Когда вы подрастете, то обязательно пойдете в настоящие концертные залы, где услышите еще много замечательной музыки великого композитора П. И. Чайковского
Дети выходят из зала под «Сладкую Грезу», музыка П. И. Чайковского