Ирина Соколова
Тематическая беседа-концерт «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: различать вокальную и инструментальную музыку,закреплять понятие жанр,узнавать песню по мелодии, уметь соотнести инструментальное произведение " Осенняя песнь " П. И. Чайковского из цикла " Времена года " по характеру с одной из знакомых песен об осени
Ход занятия.
Педагог. Дети, какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Педагог. Послушайте, пожалуйста,отрывок из знакомого вам произведения и назовите его (исполняет одну мелодию).
Дети. Это песня " Листопад".
Публикация «Тематическая беседа-концерт „Осень“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Педагог. Мелодия плавная,напевная,песенная. Теперь послушайте её ещё раз и скажите, похожа ли она на русскую народную песню (исполняет фрагмент повторно).
Дети. Похожа,особенно в конце.
Педагог. Да,дети, мелодия очень похожа на народную песню,особенно её окончание,когда она поднимается вверх. Теперь я вам дам интересное и трудное задание.
Вы слушали слушали на занятии две разные песни об осени. Это вокальные произведения, те,которые исполняются голосом. Но есть ещё произведения без пения-это инструментальная музыка.
В сборнике П. И. Чайковского " Времена года" столько пьес,сколько месяцев в году- 12.
И каждая пьеса имеет название определённого месяца и подзаголовок, например " Апрель".Подснежник ", " Ноябрь. На тройке",и. т. д.
Послушайте отрывок из пьесы " Октябрь. Осенняя песнь ".
Скажите, какой из двух прослушанных вами песен об осени - " Листопад " или " Падают листья " ближе по настроению это произведение (напоминает детям фрагменты песен и исполняет отрывок из " Осенней песни " П. И. Чайковского).
Дети. Ближе к песне Т. Попатенко " Листопад ".
Педагог. Правильно. Пьеса жалобная,задумчивая,тоскливая, а в середине немного взволнованная и беспокойная (исполняет несколько тактов пьесы,но потом опять печальная,поникшая. Какая картина осени изображена в музыке?
Дети. Поздняя и хмурая осень, когда осыпаются листья,дует ветер и наступают холода.
Педагог. Вы правильно сказали поздняя осень, в музыке можно услышать и порыва ветра (исполняет отрывок пьесы) и как падают листья (исполняет отрывок пьесы. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально,медленно и уныло.
Каждую свою пьесу П. И. Чайковский предваряет стихотворением. Вот перед " Осенней песней " отрывок из стихотворения русского поэта А. К. Толстого:
. Осень, осыпается весь наш бедный сад,листья пожелтелые по ветру летят.
Как и музыка П. И. Чайковского, стихотворение грустное и печальное.
А какое стихотворение об осени вы ещё знаете?
Дети. " Осень наступила "А. Плещеева.
Педагог. Кто из вас хочет прочитать стихотворение так, чтобы все мы почувствовали какое настроение выражено в нём? (вызывает желающих детей)
. Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах, только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет,солнце не блестит,ветер в поле воет,дождик моросит.
Зашумели воды быстрого ручья, птички улетели в тёплые края.
Педагог. Дети, какое настроение в этом стихотворении?
Дети. Грустное, печальное и унылое.
Педагог. А о какой осени рассказывается в нём?
Дети. О поздней осени.
Педагог. А какое музыкальное произведение из трёх прослушанных ближе по настроению к стихотворению А. Плещеева?
Дети. " Осенняя песнь " П. И. Чайковского и " Листопад "Т. Попатенко.
Педагог. Правильно. Эти произведения,хотя и совсем разные одно-инструментальное, а другое - вокальное (песня, оба произведения передают картину поздней, увядшей осени.
Нарисуйте дома разные картины осени, а сейчас послушайте все три произведения ещё раз (исполняет " Октябрь. Осенняя песнь " П. И. Чайковского, " Листопад" Т. Попатенко,
" Падают листья" М. Красева)