Cырова Наталья Александровна
Азбука культуры поведения. Конспект мероприятия «Путешествие в страну вежливых слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №26 Гнёздышко
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«АЗБУКА КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ»
Тема: «Путешествие в страну вежливых слов»
Сырова Наталья Александровна
воспитатель высшей категории
п. Гремячево
2018г.
Вежливость - это монета,
которая дающему ничего не стоит,
Публикация «Азбука культуры поведения, Конспект мероприятия „Путешествие в страну вежливых слов“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Культура поведения для детей
- Темочки
а принимающему доставляет удовольствие
Восточная мудрость
Пояснительная записка
Актуальность
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка,в котором часто наблюдается дефицит воспитанности. доброжелательности,речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС ДОв содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье. Придя в детский сад, ребенок поступает в мир, в котором соблюдения поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн, человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно. Культуру поведения формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: образовательную деятельность, игры, беседы, режимные моменты.
Целью предполагаемой методической разработки является расширение у ребенка круга этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения различных форм организации детской деятельности.
Ожидаемый результат
Данная методическая разработка была реализована в группе общеразвивающей направленности с 3 - 4 лет. Дети понимают и принимают основные правила поведения в обществе, положительно относятся к их соблюдению. В этом возрасте говорить о конкретных результатах еще рано. Но, не смотря на это, в процессе использования методической разработки решались задачи в воспитании навыков культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста:
- в совместной деятельности с взрослым, играх-занятиях учили детей элементарным нормам поведения;
- учили самостоятельно, использовать в речи “вежливые” слова, говорить приветливо, доброжелательно;
- воспитывали чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учили отрицательно, относиться к грубости и жадности;
- учили вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
- воспитывали умение получать удовольствие от добрых действий;
- закрепляли навыки организованного поведения в детском саду;
-продолжали формировать элементарные представления о том, чтохорошо, что плохо, учили оценивать хорошие и плохие поступки;
- учили самостоятельно, использовать в речи “вежливые” слова, говорить приветливо, доброжелательно;
- приучали к совместным действиям со сверстниками, воспитывали умение играть рядом
- учили детей обращать внимание на эмоциональное состояниеокружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;
Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию их культуры поведения, должно осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного возраста и в единстве со всеми другими задачами воспитания. Только тогда поведение ребёнка становится выражением его воспитанности. Таким образом, методическая разработка позволяет решить задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с учётом концептуальных принципов и положений ФГОС ДО.
Дата проведения:21 февраля 2018 г.
Форма проведения:путешествие
Возрастная категория: дети второй младшей группы
Тема: «Путешествие в страну вежливых слов»
Цель: Формирование у детей представлений о различных формах вежливого общения.
Программные задачи:
- Способствовать формированию внимательного,заботливого отношения к окружающим, воспитывать у детей чуткое, доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
- Развивать связную, диалогическую, интонационную, выразительную речь, закреплять умение использовать вежливые слова.
- Дать представление о хороших и плохих поступках, поведении;
- Учить правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества людей.
- Закрепить знания вежливых слов, помочь раскрыть детям их значение.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Оборудование: мультимедиа, макетдомика, деревья 2шт., маска (коровы, игрушки (котик, ёжик, мостик, иллюстрации ситуаций, костюм Феи, сказочная музыка, музыкальная композиция «Добрые слова», медали «Самому вежливому».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте! Ребята поздоровайтесь с нашими гостями. Мы сегодня с вами вспомним и расскажем гостям о волшебных словах, которые помогают людям жить дружно.
Дети, а вы когда-нибудь были в стране вежливых слов?
Дети: Нет.
Воспитатель: А вы хотите там побывать?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте отправимся в страну «Вежливых слов» но, чтобы попасть туда, вам нужно перейти волшебную реку «Воспитанности».
Поможет нам мостик, который мы построим, если назовём вежливые слова. Я вам немного помогу – послушайте загадки «Вежливые слова»
1. Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
2. К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
3. Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)
4. Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо.)
5. Говорит Лиса Матрёна
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста)
6. Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…» (С добрым утром)
7. Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день)
8. На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер)
9. Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи)
(Дети говорят отгадки - воспитатель выкладывает мостик из слов через реку.)
Воспитатель:
- Посмотрите, какой мост у нас получился!
Проходите, пожалуйста, по мостику!
Мы в стране Вежливых слов!
Воспитатель: Повернитесь к окну. Закройте глаза.
(звучит сказочная музыка, воспитатель надевает костюм феи.)
Воспитатель: Открывайте глаза.
Фея: Здравствуйте дети. Вы оказались в стране вежливых слов. А я фея этой замечательной страны.
Знают взрослые и дети
Много слов на белом свете!
А с волшебными словами,
Мы идём по свету с вами!
Скажите-ка мне, что это за волшебные слова?
Дети (отвечают) : Спасибо, пожалуйста, простите, извините, здравствуйте, до свидания и т. д.
Фея: Спасибо, молодцы!
А почему люди называют вежливые слова волшебными словами?
Дети: Потому что вежливые слова делают людей добрее.
Фея: Правильно!
Вежливые слова похожи на маленьких волшебников. От этих слов светлеют лица. Люди начинают лучше относиться к тому, кто эти слова произносит. Вежливые слова помогают людям общаться друг с другом, лучше относиться друг к другу.
Вспомните, пожалуйста, каким словом мы приветствуем и желаем здоровье?
Дети: Здравствуйте!
Фея: Верно! Добрые люди, особенно, дети рады, здороваться со всеми на свете. Мы здороваемся и словно сеем добро. Добро, которое потом к нам же и возвращается.
Это такой маленький секрет, его надо знать (выделяем голосом.)
Дети, смотрите, а кто это там сидит под деревом. Давайте посмотрим.
Дети: Ёжик.
Фея: А что надо сказать ёжику?
Дети: Здравствуй ёжик.
Фея: Ребята давайте я вам прочту два стихотворения, как ребята общаются с ёжиком. И вы скажите, какой разговор вам понравился больше. И почему?
Слушайте внимательно.
(Доброжелательно)
Здравствуй, ёжик у дорожки!
Ты в траве, а я в пыли.
Я тяну к тебе ладошки
Ты меня не уколи.
(обращаться к ёжику громче, чем нужно, с вызовом.)
Слушай, ёжик у дороги!
Ты в траве, а я в пыли.
Уноси скорее ноги
И меня не уколи!
Так какой же разговор вам больше понравился?
(Дети отвечают).
Фея: Молодцы. А давайте отпустим ёжика, пусть он бежит дальше. До свидания, ёжик.
Представляете себе, что животные в моей стране тоже могут разговаривать с нами.
Послушайте, как девочка беседует с коровушкой.
Девочка: Коровушка, где была?
Корова: Далеко.
Девочка: Коровушка, что принесла?
Корова: Молоко.
Девочка: Спасибо, что столько смогла принести!
Корова: Вкусней моего молока не найти!
Девочка: Люблю молоко я парное, коровье!
Корова: Пожалуйста, милая пей на здоровье!
Фея: Какие слова здесь были волшебные?
Дети: «Спасибо» и «Пожалуйста»
Фея: А ещё было волшебное пожелание «На здоровье!» Тому, кто поел, попил и сказал «спасибо», мы отвечаем.
Дети: «Пожалуйста»
Фея: А вместо «пожалуйста» можно сказать?
Дети: «На здоровье»
Фея: Ой! Кто плачет. Давайте посмотрим. (Настя посмотри кто там плачет.)
Настя: Это котёнок.
Фея: Ребята спросите у котёнка. Почему он плачет?
Котё нок: Меня обидела девочка.
Фея: Ребята, если кто-то кого-то случайно обидит, что он должен сделать?
Дети: Попросить прощение, извиниться и т. д.
Фея: Да, молодцы!
А кто попросит прощение у котёнка? И расскажет нам стихотворение с волшебным словом «Извини».
Девочка:Извини, меня котёнок,что тебя отогнала!
Я, наверное, спросонок ничего не поняла!
Я была спросонок- не сердись котёнок!
Фея: Молодец. Смотрите и котёнок повеселел. Ты котёнок больше не обижаешься на девочку.
Котё нок: Нет.
Дидактическая игра «Оцени поступок»
На интерактивной доске изображены картинки – ситуации о хороших и плохих поступках детей. Дети рассматривают картинки - ситуации и рассказывают о поведении детей в различных ситуациях.
Фея: Замечательно, молодцы.
Вы все так хорошо знаете волшебные слова.
Я очень, верю и надеюсь, что эти волшебные слова всегда будут с вами!Но прежде, чем вы покинете страну Вежливых слов, я хочу вручить вам на память медали «Самому вежливому».
Ваше путешествие по стране вежливых слов заканчивается, вам пора возвращаться в детский сад.
Пока мы в дороге давайте споём песенку «Добрые слова»
(слова Л. Корневой, музыка В. Корнева)
Воспитатель:Вот мы и в детском саду.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся,
И друг другу на прощанье
Мы всем скажем до свиданье!
Воспитатель: Очень рады мы друзьям,
Приходите в гости к нам!
До Свидания!
Список используемой литературы:
1. Общеобразовательная Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Л. В. Абрамцева,И. Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников».
3. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет».
4. Л. Д. Есина «Воспитание культуры поведения у дошкольников».
5. Е. Ф. Черенкова «Уроки этикета и вежливости для детей».
6. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
7. Интернет ресурс.