Светлана Беззубова
Роль предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль предметно пространственной среды для развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста.
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Публикация «Роль предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Одной из важнейших задач является создание для каждого ребенка разносторонней, вариативной развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя, сделав выбор материала, участников совместной деятельности и общения, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Поэтому целью нашей работы является определение роли предметной развивающей среды в педагогическом процессе ДОУ для детей раннего дошкольного возраста – 2-3 лет.
Предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Исходя из анализа работ ученых психологов, можно выделить несколько компонентов развивающей среды, среди которых предметно-пространственный компонент занимает центральное место:
1. Социальный компонент.
На основе исследований социальных психологов (Е. А. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды.
• Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;
• Преобладающее позитивное настроение;
• Авторитетность руководителей;
• Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
• Сплоченность;
• Продуктивность взаимоотношений.
2. Пространственно-предметный компонент
В работе В. В. Давыдова и Л. Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:
• Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоять из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
• Среда должна быть достаточно связной и позволять ребенку переходить от одного вида деятельности к другому;
• Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
3. Психодидактический компонент
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.
Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Для того, чтобы грамотно организовать пространственную среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
• содержательно-насыщеной (в том числе развитие мелкой моторики,
• трансформируемой,
• полифункциональной,
• доступной,
• безопасной
Следует помнить, что игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
Организуя развивающую предметно-пространственную среду, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями ребёнка.
Прежде всего, следует учесть, что ранний возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:
— формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;
— развивается ситуативно-деловое общение с взрослыми и общение со сверстниками;
— формируются когнитивные процессы;
— происходит овладение пассивной и активной речью;
— становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Так, на основе проведения опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (Л. В. Фомина).
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенка совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.
Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозг этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей "Сороки – белобоки" и других) приводит в гармоничные отношения тела и разум, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии.
Исследование отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы: В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развитие речи ребенка.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Движение рук, в частности упражнения для пальцев, является хорошим стимулом не только для своевременного (на втором году жизни ребенка) возникновение речи, но и дальнейшего её усовершенствования.
Необходимость развития активных движений рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечаю большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: " Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов) т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что "движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой".
Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".
Поэтому работа по использованию пальчиковых игр построена на основе следующих принципов:
Принцип воспитывающего обучения: в этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения: обучающая деятельность педагога всегда носить воспитывающий характер. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание обучающим. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.
Принцип развивающего обучения: в его основе лежит закономерность, согласно которым обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становление у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование интересов, способностей, склонностей.
Принцип систематичности и последовательности: предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе. При этом предусматривается повторение усвоенных знаний, умений в разнообразных формах, в различной по характеру деятельности, что делает знания детей более богатыми и глубокими, прочными, поддающимися анализу, обобщению, систематизации.
Принцип научности: состоит в том, что ребенок усваивает реальные знания, правильно отображающие деятельность. В дальнейшем эти знания составят основу соответствующих научно понятий, облегчат изучение учебных дисциплин в школе.
Воспитательно–образовательные задачи, которые решаются при использовании пальчиковых игр с целью развития мелкой моторики рук, способствующей развитию речи детей раннего возраста.
Создание предметно – пространственной среды, способствующей развитию мелкой моторики руки и речи ребенка.
• Развитие мелкой моторики рук.
• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
• Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время.
• Повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
• Организация совместной игровой деятельности взрослых и детей: совместные игры с родителями, изготовление новых игр.
• Развитие речи (пополнение и активизация словаря).
• Воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной речи.
Практическая часть
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук и речевого развития, возникла необходимость создания эффективной предметно-пространственной среды. Совместно с родителями было решено организовать игровую площадку «Умелые пальчики» в соответствии с ФГОС ДО.
Гипотеза: мы, предполагаем что, именно правильно созданная предметно- пространственная среда способствует полноценному развитию ребёнка, в том числе развитию мелкой моторики рук, стимулирующим речевое развитие.
Итак, на диагностическом этапе основной задачей было выявление проблемы и обоснование ее актуальности. В ходе работы проводилось заполнение карт нервно-психического развития детей, разработанных Печорой К. Л. и Пантюхиной Г. В. В них наглядно отражены результаты оценки уровня развития детей, их поведения. Движения детей были плохо координированными, неуверенными, малыши не умели действовать с мелкими предметами. У детей была задержка в речевом развитии.
На прогностическо-организационном этапе основной задачей стало:
• разработка плана-проекта взаимодействия с родителями по теме "Умные пальчики".
• создание предметно-пространственной среды по развитию мелкой моторики рук совместно с родителями.
• подборка методик для выявления уровня речевого развития ребенка
• разработка конспектов игр - занятий с использованием пальчиковых игр, пальчиковой гимнастики, сценариев спектаклей для пальчикового театра.
На практическом этапе началась реализация поставленных задач. Поставив перед собой цели, задачи, выбрав формы, методы и приемы обучения, занялись подбором материала совместно с группой родителей, в частности поисками всевозможных пальчиковых игр. Постепенно сформировалась игротека "Пальчиковый игротренинг", которая включает в себя:
• игры с пальчиками
• пальчиковые игры со стихами
• пальчиковый театр
• физкультминутка, пальчиковая гимнастика
• пальчиковые игры со скороговорками
• пальчиковый алфавит
• пальчиковые игры с палочками, цветными прищепками
• театр теней
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже самым маленьким. Работу начали с использования самых любимых детьми народных игр потешек: "Сорока-белобока" и "Ладушки". Вначале использовали ежедневный массаж кистей рук и пальцев (2-3 минуты):
поглаживать и растирать ладошки вверх, вниз
разминать и растирать каждый палец вдоль, затем поперек
растирать пальчики спиралевидными движениями
раскатывать между ладонями карандаш, прищепку
Далее начали знакомить детей с пальчиковым театром. Показывали сказки "Курочка Ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок". Постепенно ребенок из слушателя превращается в участника. Ему очень интересно самому совершать игровые действия. Также использовались упражнения для театра топотушек.
Игрушки — топотушки могут "ходить", "бегать", "плясать" на столе. Эти упражнения доставляют ребенку много радости удовольствия. Сделанные своими руками игрушки оживают, что необычно интересно. Положительные эмоции развивают речь ребенка.
Вначале знакомства детей с пальчиковой гимнастикой, использовались самые простые упражнения для кистей рук: "Стол", "Стул", "Деревья", "Дождик", "Домик". Они развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких, дифференцированных движений; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое.
После того как дети достаточно хорошо усвоили эти упражнения, переходили к более сложным: "Зайчик", "Шарик", "Цветок". Они совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. Выполняя такие пальчиковые упражнения, малыш овладевает двигательными умениями и навыками, у него развивается координация движений, совершенствуются деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Речь ребенка развивается интенсивнее.
В своей работе, с помощью пальчиков, использовалось чтение стихов: "Наш малыш", "Детки", "Улитка", "Водичка", "Зайчики" и т. д. ; песенок: "Белка", "Здравствуй", "Апельсин". Это помогает малышу быстрее заучивать и правильно, не переставляя слова, рассказывать небольшие стихотворения. Показывать каждое слово жестом, как бы оживляя текст, осознав, почувствовав его через движения. Для лучшего запоминания пальчиковых упражнений и игр использовались предметные картинки для создания зрительного образа, показывая цветной рисунок и объясняя, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпала.
Показывая картинку, называлось упражнение и ребенок вспоминал, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. Эти карточки использовались, как на занятиях: "Как у нашего кота", "Улитка"; в развлечении "Музыкальные игрушки", так и в других режимных моментах.
Учитывая благоприятное воздействие на развитие движения всей кисти и пальцев рук, организовывались игры с предметами:
мозаика, шнуровки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках
наборы колец для нанизывания на стержень
игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки)
игры с карандашами, прищепками и крупой
пальчиковый бассейн.
Использование различных игр с предметами развивает у ребенка утонченные движения пальцев рук, концентрацию внимания, способствует развитию точности его глазомера. Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Главная задача — поддержать это стремление, организовать общение ребенка с кем-либо в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь.
К работе по развитию моторики активно подключаются и родители.
• Под изготовленные родителями пособия мы подобрали специальный массаж, специальные игры и упражнения для развития мелких движений пальцев.
• Для родителей не участвующих в изготовлении игр и пособий, мы провели мастер-класс "Умные пальчики", который тоже дал положительные результаты.
• Вместе с этим родители стали активнее использовать настольные и подвижные игры, изобразительную деятельность (лепку, рисование) в домашних условиях.
• Взрослые стали больше давать самостоятельности малышам, способствующей развитию навыков самообслуживания.
Одновременно с этим в группе проводилась работа над обогащением и обновлением предметно-пространственной среды. Именно, она создает благоприятные условия для воспитания и обучения детей в процессе их самостоятельной деятельности, является условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. Вместе с родителями мы старались, чтобы предметно-пространственная среда была открыта, доступна, комфортна, приближена к домашней обстановке.
Активно включая родителей в процесс улучшения предметной среды, руками взрослых были изготовлены:
игра-сюрприз "Чудо-мешочек".
"Цветик — семицветик"
"Занимательная клавиатура"
"Умный телефон"
"Пристегни колеса"
"Шнуровки"
настольные игры:"Чудо-палочки", "Собери пирамидку", "Волшебные прищепки", "Накорми рыбок", "Определи на ощупь", "Собери картинку", "Наряди солнышко", "Веселые карандаши", "Сложи цветок", "Укрась коврик", "Веселые пуговки","Ассоциации", "Лесенка-чудесенка".
Различные виды театров: вязаный "Теремок", "Колобок", "Репка", настольный "Заюшкина избушка",би-ба-бо "Три медведя", палочный "Курочка Ряба", теневой "Колобок", шапочный "Репка", "Теремок", фартучный на петельках "Курочка ряба", на липучках "Колобок".
"Волшебный поясок"
"Бабочка"
В практике работы с родителями проводились:
Консультации
"Роль предметно-развивающей среды в развитии малыша",
"Как правильно выбирать игры и игрушки",
"Пальчиковая гимнастика в развитии речи детей",
"Дети, которые не хотят говорить";
Совместный проект с родителями "Умные пальчики"
Мастерская "Умелые ручки". Изготовление родителями игр и пособий по развитию мелкой моторики рук.
Мастер-классы с показом презентации
Совместный игровой сеанс родителей и детей.
Дискуссия-обмен мнением и опытом.
Беседы: "Задачи и методы развития речи", "Показатели развития речи ребенка"; "Книга и картинка в формировании речи";
Родительские собрания: "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей", "Как создать условия необходимые для развития мелкой моторики рук и речи ребёнка ";
Презентации "Как правильно выбирать игру"; "Умные пальчики";
Дискуссии: "Нужно ли побуждать детей к речи";
Блиц — опрос: "Считаете ли Вы, что. ";
Домашнее задание: "Зарисовать модель игрового пространства в семье";
Мастерская "Умелые ручки";
Папку — передвижку: "Разговорчивые пальчики";
Семинары-практикумы: "Взаимосвязь общей и речевой моторики", "Роль предметной деятельности в развитии мелкой моторики рук", "Важны ли игры с песком и водой для развития речи"; а также праздники и развлечения с родителями.
Мастер-класс "Как использовать пальчиковые игры в семье".
Благодаря тому, что расширилась и улучшилась предметно-пространственная среда, стала более доступной и целенаправленной достигнута положительная динамика в развитии мелкой моторики рук и речи детей. Движения детей стали более координированными (малыши чётче стали захватывать мелкие предметы, увереннее попадать предметами в гнёзда, на ощупь различать предметы и крупы, более уверенно вести линии карандашом, движения с игрушками стали более разнообразными, расширился объём знаний об окружающем, речь детей стала более чёткой, правильной с использованием разных частей речи. Родители стали проявлять ещё больший интерес к проблемам развития своего ребёнка, активнее участвовать в жизни группы.