Любовь Бубнова
Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка для воспитателей:
«Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста»
Автор-разработчик
учитель-логопед
Бубнова Любовь Леонидовна
Санкт-Петербург
2023Содержание
Введение. 2
Актуальность. 4
Задачи. 6
Периоды работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста. 7
Публикация «Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Структура занятий по обучению грамоте. 10
Подготовку к обучению грамоте. 12
Список литературы. 16
Приложение № 1. 17
Приложение № 2. 22
Введение
Понятие «грамотность» определяет степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. При этом может пониматься как чистое владение навыками письма, так и чистое владение навыками чтения, а также чистое владение как навыками письма, так и навыками чтения. В данном случае уровень развития грамотности будет напрямую связан с уровнем речевого развития ребёнка, и для выявления изменений в грамотности в старшей и подготовительной группах дошкольников целесообразно применять методики по измерению отдельных показателей, а также общего уровня развития речи и навыков чтения.
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке. Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
Подготовка к обучению грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
• требования начальной школы стали выше;
• появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
• не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
• физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
1. Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
2. Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
3. Готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
4. Знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие.
5. Умение работать со схемой слова, предложения.
Актуальность.
Подготовка к обучению грамоте является одной из базовых задач работы дошкольных учреждений. Согласно результатам недавно проведённых статистических исследований, 58% дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с нормальным речевым развитием. Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – самое главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, то есть, умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой приобретает особую актуальность. Казалось бы, речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и, как результат, плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и неврозы.
Еще одна причина актуальности данной проблемы - возросшие требования школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований включает в себя готовность к овладению грамотой, которая подразумевает овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Также доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенку то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. Во время обучения грамоте дети должны не просто учиться чему- либо, а самостоятельно пробовать, добывать знания. В основном наиболее оптимальной формой таких занятий выступают дидактические игры и упражнения. Игровая ситуация требует от каждого включённого в неё дошкольника определённой способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Исследования учёных также позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Так, подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, в связи с тем, что у пятилетнего ребёнка, как правило, особое «чутье» к языку: он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности. По утверждениям М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо также начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
В ходе рабочей деятельности я предлагаю использовать комплекс специализированных дидактических игр на развитие у дошкольников 5-6 и 6-7 лет с нормальным речевым развитием навыков фонематического слуха и восприятия, а также слогового и слитного чтения. Следует отметить, что под фонематическим восприятием понимается способность различать фонемы (звуки) и определять звуковой состав слова, то есть, производить умственные операции по звуковому анализу. Фонематический слух, в отличие от фонематического восприятия, определяется как способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Соответственно, под слоговым чтением понимается чтение слов по слогам, а не по буквам. Слитное чтение включает в себя целостное прочтение слов и предложений
Задачи
Цель: повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
1. Определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте.
2. Систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте.
3. Систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.
Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
Умение работать со схемой предложения разрезной азбукой;
Владение навыками послогового чтения.
В соответствии с данной программой начинать процесс обучения грамоте можно как в три – четыре, так и в пять – шесть лет.
Процесс обучения грамоте условно делится на 4 периода. Трём периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период.
Первым периодам считается возраст (с 4 -5 лет); вторым периодам возраст (с 5 -6 лет); третьим периодам возраст (с 6 -7 лет).
Периоды работы по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Первый период - средняя группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Восприятие внимания к звуковой стороне речи.
Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста:[у]- [а], [и]- [у], [э] -[о], [и] ,[о] ,[э]- [у]; гласные близкие по артикуляции: [у]- [о].
Формирование умения различать слова, сходные по звучанию (кот – кит, бочка – точка, миска – киска).
Формировать умения различать согласные и гласные звуки.
Формирование первоначальных навыков анализа и синтеза. Обучение выполнению слияний гласных звуков.
Обучение грамоте
Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
Формирование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнуровки и мозаики, лепки из пластилина.
Обучение узнаванию «Зашумленных», изображённых с недостающими элементами пройденных букв; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображённых букв.
Формирование навыка составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.
Второй период - старшая группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова.
Обучение запоминанию и воспроизведению цепочек слогов, цепочек слогов со стечением согласных.
Совершенствование умения различать на слух гласные звуки.
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнения в различении на слух гласных и согласных звуков, подборе слов на заданные звуки.
Совершенствование навыка анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трёх звуков.
Формирование навыка различения согласных звуков по признакам: глухой –звонкий, твёрдый – мягкий.
Закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук.
Формирование понятий звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук.
Формирование навыков слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трёх слогов.
Закрепление понятия слог и умения оперировать им.
Обучение грамоте.
Формирование понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы.
Ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э.
Совершенствование навыков конструирования букв из палочек, выкладывания из шнуровки и мозаики, лепки из пластилина.
Закрепление навыка чтения слогов с изученными буквами.
Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения).
Третий период – подготовительная к школе группа
Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
Закрепление представлений о твёрдости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков.
Ознакомление с новыми звуками [j],[ц],[ч],[щ],[л],[ль],[р],[рь].
Оформление умения выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов из трёх – пяти звуков.
Закрепление навыков слогового анализа и синтеза слов.
Обучение грамоте
1. Ознакомление с буквой Й, Е,Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р.
2. Формировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
3. Развитие навыков конструирования букв из палочек, кубиков, мозайки, навыков печатания.
4. Совершенствование умения осознанного чтения слов,
предложений, небольших текстов
5. Закрепление знаний уже известных детям правил правописания.
6. Ознакомление детей с некоторыми правилами правописания (написания Ча-ща с буквой а, чу-щу с буквой у).
7. Формирование навыка разгадывания ребусов, решения кроссвордов.
В ходе работы мною предложено использование комплекса специализированных дидактических игр на развитие у дошкольников 5-6 и 6-7 лет с нормальным речевым развитием навыков фонематического слуха и восприятия, а также слогового и слитного чтения. Следует отметить, что под фонематическим восприятием понимается способность различать фонемы (звуки) и определять звуковой состав слова, то есть, производить умственные операции по звуковому анализу. Фонематический слух, в отличие от фонематического восприятия, определяется как способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Соответственно, под слоговым чтением понимается чтение слов по слогам, а не по буквам. Слитное чтение включает в себя целостное прочтение слов и предложений.
Структура занятий по обучению грамоте :
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Характеристика звука.
4. Произношение звука изолированно и в слогах.
5. произношение звука в словах.
6. Физкультминутка.
7. Работа над предложением.
8. Произношение звука в связной речи.
9. Обучение элементам грамоты.
10. Итог занятия
. Звук. Буква
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
См. приложение № 1.
Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собою по смыслу и выражающих законченную мысль.
-Составление схемы предложения.
-Составление предложения по схеме.
-Распространение простого предложения.
-Деление текста на предложения.
-Составление предложений из слов.
-Составления предложений по картинке.
Составление текста из предложений.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СЛОГОВЫМ СТРОЕНИЕМ.
СЛОГ – значимая часть слова, обязательно имеющая в своем составе гласный звук.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЧЛЕНЕНИЮ СЛОВ НА СЛОГИ:
1) Сначала берутся двухсложные слова типа ма – ма, па – па,МА-ша.
2) Водится трех и четырех сложные слова с открытыми слогами типа мо-ло-ко, со-ба-ка. 3) Вводят слова имеющие в своей структуре закрытый слог типа па-ро-ход, ве-ло-си-пед. 4) Анализируются односложные слова типа дом, сад, лук.
После усвоения понятия слог, часть слова, вводится термин – ударение.
Методы работы над слоговой структурой слова:
- счет слогов в слове (с хлопками)
- схематическое изображение слогов состава слова.
- придумывание слов к схеме
- установление соответствия слова – схема
- превращение коротких слов в длинные и наоборот. Например: лиса – лисица. - намеренные ошибки в предложениях предложенные педагогом.
- перестановка слогов в слове. Например: мышка – камыш, банка – кабан.
Работа со слоговыми линейками
Различение звуков по их качественным характеристикам
гласный звук
согласный твердый звук
согласный мягкий звук
звонкий звук
глухой звук
Звуковой анализ включает:
1) Определение наличия звука в слове.
2) Определение первого и последнего звука в слове.
3) Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова).
4) Различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой).
5) Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
Звуковой анализ включает:
Данный этап предполагает определение на слух наличия, либо отсутствия в заданном слове заданного звука.
Игра «Поймай звук» : Я буду произносить слова, а ты если в слове услышишь звук «А», хлопни в ладоши.
«Звуковые бусы» «Звуковая улитка»
Определение места звука в слове
Звук слышится в начале слова (он первый, он только один)
Звук слышится в середине слова (он не первый и не последний)
Звук слышится в конце слова (он последний, он только один)
Определение порядка фонем в словах их трех звуков
(моделирование слова в виде картинки – слова, используя цветные фишки)
Определение порядка фонем в словах из четырех звуков
Звукобуквенный анализ слов
Подготовку к обучению грамоте можно поделить на условные периоды:
Подготовительный период: знакомство с неречевыми звуками (звукоразличение) :
• сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
• затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
• узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги и фольги; стук карандашей, ручек, ложек)
На этом этапе дается понятие «звук». На этом же этапе проводится работа по делению слов на слоги, дети определяют количество слогов через хлопки, шаги и т. п.
1 период - знакомство с гласными звуками: необходимо научить детей
слышать гласные звуки, не пропускать их, это поможет избежать нарушений слоговой структуры, верно ставить ударение. Благодаря четкому произношению гласных звуков формируется дикция. (Я в своей работе использую символы гласных звуков, т. к. они лучше помогают детям понять принцип слияния звуков, облегчают понимание и усвоение звукового анализа и синтеза на начальном этапе работы)
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают символом красного цвета.
Сколько гласных звуков в русском языке? (шесть – а, о, у, э, и, ы).
! не даем йотированные гласные. Это буквы, состоящие из двух звуков!
Порядок работы над гласными звуками:
- выделение заданного звука среди других звуков (с показом артикуляции, без нее);
- выделение данного звука из ряда слогов;
- выделение данного звука среди слов;
- выделение слов с заданным звуком из текста.
Затем ведется работа по дифференциации звуков, для уточнения артикуляции и умения слышать заданный звук. Вводится простейший звуковой анализ (ау, уа, иа, выясняется количество звуков, их последовательность, характеристика.
После знакомства со звуками ведется работа над позицией звука в слове (придумать дидактические пособия) :
• Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
• Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
• В середине слова.
См. Приложение № 2
2 период работа с согласными звуками.
Рекомендуем начинать со звуков, артикуляция которых очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие. Именно такие звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения (М,Н, В,Ф).
Порядок работы такой же как с гласными. Вводится понятие «согласный звук».
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают - губы, зубы, язык. Согласные звуки обозначают символом синего и зеленого цвета.
Какие бывают согласные? («твердый согласный» и «мягкий согласный», «звонкий согласный», «глухой согласный» звуки). Для определения звонкости-глухости – прием с горлышком. Для определения твердости –мягкости прием с положением губ.
Работе по дифференциации звуков отводится большая роль: дифференциация согласных по акустическим и артикуляторным признакам.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика. Дети должны усвоить, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать ее.
Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.
Что такое звуковой анализ?
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий)
Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика.
Рекомендуем начинать:
• с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
• прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
• односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
• двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
• односложные со стечением согласных (стол, крот, мост.);
• двусложные со стечением ( скала:);
• трёхсложные с прямыми открытыми слогами ( малина:).
Например: дом
Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога.
1) Произносим слово медленно, четко, так, чтобы был слышен каждый звук.
2) Выделяем голосом первый звук Д – ом: Д – согл, тв. звук -
3) Выделяем голосом второй звук д – ОО – м: О – гласн. звук -
4) Выделяем голосом третий звук до- ММ: М – согл, тв. Звук -
В слове ДОМ 3 звука – 2 согл. и 1 гласн. «Цепочка слов»
Звуковая схема слова – это последовательность квадратов - символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Самостоятельное выполнение звукового анализа слов: «Подбери схему к имени»
Звуки на письме обозначаем буквами. Программой, реализуемой в ДОУ, не определены задачи по подготовке детей к обучению чтению.
Чтобы научиться читать, ребёнок должен владеть элементарными навыками звукового анализа и синтеза.
К 6 годам ребё нок вполне готов:
• Выделять звуки в слове;
• Определять количество звуков в слове, их последовательность, место;
• Составлять слово из звуков;
• Придумывать слово на заданный звук.
Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.
Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. Все вместе – мы называем фонематические процессы.
Ребенок с неразвитыми фонематическими процессами испытывает большие трудности при обучении чтению и письму. Ему сложно научиться писать грамотно. Письменная речь формируется на основе устной, и проблемы с фонематическим слухом в будущем могут привести к серьезным нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии). Очень важно не упустить момент и помочь ребенку в формировании правильной красивой речи. Чтобы этого достичь, необходимо научить малыша не только отчетливо произносить слова (звуки, но и различать (дифференцировать) звуки языка на слух.
Список литературы
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников / Т. В. Александрова – СПб: Детство пресс,2005. – 48с.
2. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи /В. И. Бельтюков - М: Просвещение, 1964 .
3. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика / Т. В. Власова - М: Лист, 1996 .
4. Варенцова, Н. С. Развитие фонетического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова - М: Русский раритет, 1997 .
5. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у
дошкольников / Г. Г. Голубева – СПБ: Линка – пресс, 2000
6. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Жукова - М: Просвещение, 1963.
7. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова – М: Владос, 2002 .
Приложение № 1.
Звук
Работа со слоговыми линейками