Мария Семенцова
Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения»
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы). Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. В настоящее время речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Все эти симптомы в различной степени проявляются у каждого ребенка, что подтверждает проведенный мною мониторинг речевого развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми. По данным М. М. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи : языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
В работе с детьми дошкольного возраста уделяем особое внимание развитию мелкой моторики для преодоления отставания в речевом развитии, используем несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к рисованию, лепке, конструированию, письму. Ведь своевременное формирование мелкой моторики детей - залог успешного развития речи и готовности к обучению в школе.
Целью моей работы является развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно – пространственной координации, активизацию познавательной и речемыслительной деятельности.
Для того чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следовала ряду требований:
- работа должна быть систематичной и постоянной;
- соответствовать возрастным требованием;
- соответствовать уровню общего моторного психического развития ребенка;
должна приносить радость.
Прежде чем приступить к работе по данной теме, я изучила соответствующую литературу. Такие авторы, как В. В. Цвынтарный, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. Эти приёмы я использую в своей работе при составлении планирования по развитию мелкой моторики. А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Взяв за основу данные рекомендации, использую авторскую картотеку пальчиковых игр. Основываясь на методических пособиях авторов Н. В. Нищева В. Т. Голубь, Т. А. Ткаченко, Л. М. Граб, применяем в своей работе графические упражнения на развитие мелкой моторики и формирование речи дошкольников.
На основе данной литературы разработала :
- перспективный план по развитию мелкой моторики по возрастным группам;
- дополнили предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом;
- оформили картотеку пальчиковых игр со стихами.
Изучив опыт работы по данной проблеме, пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, графических упражнений, пальчиковых и игровых упражнений. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер.
Каждый вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является пропедевтическим по отношению к следующему. В работе с детьми использую разнообразные методы и приёмы, позволяющие сделать образовательную учебную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной. В процессе всей воспитательно – образовательной работы с детьми успешно использую следующие технологии:
- пальчиковые игры;
- трафареты, обводки по точкам;
- штриховка карандашами;
- игры с использованием нетрадиционного – бросового материала (бусинки, прищепки, пуговицы, шнурки);
- развивающие игры (мозаика, пирамидки, пазлы);
- нетрадиционные техники рисования;
- инновационные методы работы с бумагой (квиллинг, бумагокручение)
Для создания условий в группе по развитию мелкой моторики рук была проведена большая работа по созданию предметно-развивающей среды. С этой целью оборудовали центр развития мелкой моторики «Ловкие пальчики» и оснастили необходимым оборудованием и материалами: трафареты, обводки, штриховки, раскраски, ватные палочки, счётные палочки, мелкий конструктор «Лего», мозаика, пазлы, художественные принадлежности, разноцветные прищепки, бусины, шнуровки, цветная бумага и многое другое. Оборудование в группе размещено по принципу гибкого зонирования с учётом детских интересов и индивидуальных потребностей. Предметно-развивающую среду организовала с учётом государственных требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннему развитию каждого ребёнка, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе.
К организации работы с детьми по развитию мелкой моторики подходим творчески. С этой целью изготовила своими руками пособия, которые активно используем как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
В процессе выполнения заданий добиваюсь активного речевого участия всех детей, формирую у детей навыки контроля над чужой речью и своей и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу.
На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для удобства составили картотеку «пальчиковых игр» по возрастам, куда вошел практический материал различных авторов (Ткаченко Т. А., В. В. Коноваленко)
Для детей дошкольного возраста проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песенок.
Оптимально проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, послужит сразу двум важным целям
1) снятие статического напряжения у детей;
2) развитие мелкой моторики.
Особое значение отводила массажу пальцев и ладоней рук детей, так как при надавливании на подушечки пальцев, ладони стимулируются речевые зоны детей. Применяем традиционный массаж с проговариванием каждого действия и нетрадиционный с применением гранёных карандашей, грецких орехов, шишек, каштанов, прищепок. Данный вид массажа очень интересен детям, так как позволяет превратить массирование пальцев в увлекательную игру.
Массаж и самомассаж проводим 2-3 раза в день на занятиях, физминутках.
Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинали с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.
Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуально мы предлагаем собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме, речевому развитию детей. Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает несколько разных действий – от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности
Помимо кусочков мозаики для выкладывания изображений различных предметов в своей работе используем пуговицы, жёлуди, горох. Данный вид пальчиковой работы способствует развитию внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координации, воображения, зрительной и двигательной памяти, наблюдательности, речи.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, особое место в которой занимает работа со шнуровками, разрезными картинками, прищепками. Пособия для индивидуальной работы подбираю с учетом лексической темы.
Выполняя пальчиками различные упражнения с прищепками, шнурками, ребёнок достигает полноценного развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Играя со шнуровкой (бусами, дети учатся понимать и использовать различные предлоги (на, в, к, за, перед, около, у, формируются понятия «один» и «много», активизируется развитие грамматического строя речи.
Также использую данные игры для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, величины, формы.
Кроме пальчиковых игр и различных видов массажей пальцев и ладоней рук, активно используем в своей работе с дошкольниками различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Предлагаем детям следующие виды графических упражнений:
- обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам;
- штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями.
- трафареты по различным лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Транспорт», «Животные» и т. д.
- дорисовывание симметричных частей предметов;
- на более поздних этапах детям предлагаются задания по «копированию» предметов. Задача ребенка - срисовать предмет как можно точнее копирование различных узоров на листе тетради.
По окончании работы всегда подводим с детьми итог, где дети анализируют свою работу и работу сверстников.
Эти упражнения проводятся на протяжении всей работы с постепенным усложнением заданий. Графические упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты, отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.
Начиная со старшего дошкольного возраста, использую в работе с детьми графические диктанты. Графические диктанты помогают подготовить руку ребёнка к письму, развить пространственное воображение, научить дошкольника правильно держать ручку, карандаш. В дальнейшем эти навыки послужат детям основой для формирования каллиграфически правильного письма.
Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие. Дети с удовольствием выполняют данные задания, это благоприятно отражается на их эмоциональном состоянии.
Графические диктанты использую как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми, на занятиях и в свободное время в совместной деятельности. После выполнения графического диктанта обсуждаем с детьми качество выполненного задания. Это приучает детей к самооценке и самоконтролю, а также развивает связную речь.
Помимо вышеперечисленных упражнений активно использую в работе нетрадиционные техники рисования – пальчиками, ватными палочками, оттиск ладошками, листьями, тычок полусухой кистью. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Детям интересно рисовать привычные предметы разными способами, в разной технике, помимо мелкой моторики идёт развитие творческих способностей детей.
С помощью таких занятий у детей развиваются творческие способности. Дошкольники стали всесторонне развиты : более общительны, доброжелательны, сплоченные, внимательные. Одновременно развиваются такие качества личности как: самостоятельность, смелость, потребность в активной творческой самореализации.
С большим интересом и желанием дети осваивают нетрадиционные способы работы с бумагой – «квиллинг», обрывная аппликация, бумагокручение. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание. Бумагопластика развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера. Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Бумагопластика имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, мелкой моторики, речи. Она стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Одним из видов работы с бумагой, использую в работе с детьми по развитию мелкой моторики, является квиллинг. Скручивание бумаги в очень мелкие спирали служит хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, мелкую моторику, речь, дает полную свободу для самовыражения.
Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводим параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными.
Одним из важнейших направлений в воспитательно-образовательной деятельности педагогов ДОУ является работа с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья. Работу с родителями строю по принципу взаимодействия, взаимопонимания и взаимоуважения. Обращаю внимание на единство требований семьи и детского сада, привлекаю родителей к вопросам обучения и воспитания. Для совместной работы с родителями использую различные традиционные и нетрадиционные формы работы :
- наглядно – информационные:
- информационные стенды:
- папки – передвижки:
- буклеты:
С родителями у меня сложились теплые и доверительные отношения. Родители принимают участие в изготовлении поделок, оформлении выставок.
Все это способствует повышению компетентности родителей в сфере дошкольного воспитания и, в частности, развития мелкой моторики.
По результатам моей работы можно сделать вывод, что у детей повысился уровень речевого развития, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливаю их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. У детей активизируются психические процессы: внимания, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, а также развились важнейшие интегративные качества личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности ребят.