Елена Беляева
Консультация «Портрет идеального педагога, каков он»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему «Портрет идеального педагога, каков он?»
Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если учитель ориентирован на ребенка и его интересы, то его личностные характеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебный предмет. Педагогический идеал - это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.
Публикация «Консультация „Портрет идеального педагога, каков он“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и одновременно творческий характер. В процессе превращения педагогического идеала в реальную деятельность и происходит то, что именуется педагогическим творчеством. Преодоление противоречий между педагогическим идеалом и реальной педагогической практикой и вызывает потребность добавлять, преобразовывать, искать иные способы решения педагогических задач. В повседневном разрешении возникающих и познаваемых противоречий заключается источник педагогического творчества.
Идеал - понятие теоретическое. Исследуя проблему идеального педагога, мы должны определить, каким бы мы хотели его видеть, что мы имеем в действительности и что нужно сделать, чтобы приблизиться к желаемому идеалу.
Что мы понимаем под определением "идеальный педагог"?
1. Высокая результативность образовательной деятельности.
Обычно эта характеристика выражается в успешности освоения учениками школьной программы.
2. Высокая оценка как профессионала руководителями, коллегами и детьми.
Чаще всего во внимание принимается оценка руководителей, оценке же педагога детьми значения не предается, а ведь именно они - главный субъект образования, ради них создаются программы и методики, обучаются учителя и воспитатели. Но трудность состоит в том, что дети не способны оценить профессионализм педагога, не могут облечь свои чувства в слова, а могут только любить или не любить.
3. Высокая самооценка.
Если педагог в душе считает себя плохим профессионалом, вряд ли он близок к идеалу.
Попробуем нарисовать портрет идеального педагога, приблизив его к реальности. А возможно ли это?
Представим себе хорошего воспитателя детского сада, хорошего учителя начальной или основной школы, педагога, работающего со взрослыми. Мы обнаружим, что это разные люди. Вряд ли профессор ВУЗа сможет стать хорошим воспитателем детского сада или учителем начальной школы. И дело не только в полученном образовании. Не зря один человек становится школьным учителем, а другой - воспитателем детского сада или преподавателем, работающим со взрослыми. Это разные типы людей.
Два хороших педагога один и тот же урок проведут по-разному, так как каждый их них имеет свой тип мышления, эмоций, коммуникации, свой индивидуальный жизненный опыт. Портрет идеального педагога зависит от того, кто его оценивает. Важно и то, по каким критериям отбирают лучшего педагога.
Портрет идеального педагога зависит от следующих факторов:
- в каком звене образовательной системы педагог работает;
- какова его индивидуальность;
- кто его оценивает;
- какие качества оцениваются.
В чем же выражаются индивидуальные особенности педагога? Одна из важнейших особенностей - стиль его педагогической деятельности. С. А. Шейн определил семь типов стилей деятельности педагога :
• 1. Доверительно-диалогический;
• 2. Альтруистический;
• 3. Конформный;
• 4. Рефлексивно-манипулятивный;
• 5. Авторитарно-монологический;
• 6. Конфликтный;
• 7. Пассивно-индифферентный.
Последние два стиля совершенно не приемлемы для педагога и не профессиональны. В образовательных учреждениях мы часто наблюдаем два противоположных стиля деятельности: авторитарно-монологический и доверительно-диалогический. Почему же у одних педагогов преобладает один из них, а у других другой? Давайте разберемся, о каких педагогах мы говорим.
Идеальный учитель обладает следующими качествами:
• 1. Умение заинтересовать учеников своим предметом.
• 2. Общительность. Как следствие - умение найти общий язык с человеком, то есть он должен быть хорошим психологом. Бывает, что преподаватели, бывшие студенты, лучше находят общий язык с обучающимися, чем дипломированные специалисты.
• 3. Эрудированность. Начитанность и разносторонние знания педагогов должны поражать и одновременно воодушевлять студентов на получение большего количества информации. Как в целом, так и по определённому предмету в частности. Очень интересно слушать преподавателей, которые приводят множество разнообразных примеров, рассказывают разные ситуации, которые происходили в связи с теми событиями или людьми, о которых идёт речь на занятии.
• 4. Форма подачи материала - занимает решающее значение при понимании и запоминании. Каждый преподаватель должен быть прекрасным оратором. Особенно важны для лектора дикция и громкий спокойный голос. Чтобы атмосфера в аудитории во время занятий была более доверительной и непринуждённой, нужна связь между студентом и преподавателем, чаще всего она достигается при небольших паузах во время лекции, когда студент отдыхает от постоянного письма, а лектор рассказывает что-нибудь интересное или забавное, таким образом, мы можем сделать вывод о чувстве юмора педагога.
• 5. Чему преподаватель хочет научить студента. Все лекции помнить всю жизнь невозможно. Необходимо научить не просто получать знания готовыми, а уметь самому добывать именно нужную информацию и отсеивать ненужную. Так что, может быть, не всегда важно, что именно знает студент, а какую систему знаний он имеет и сможет ли он самостоятельно получать знания и правильно их трактовать.
Портрет реального педагога, в свою очередь, представляет следующее:
• 1. Реальный педагог не старается заинтересовать учеников своим предметом, реальному педагогу все равно на то, слушает ли его аудитория или нет.
• 2. Не старается найти подход к ученикам, ему все равно на то, что каждый из обучающихся - индивидуален, на то, что он - личность.
• 3. Не терпит возражений от учеников, не принимает их точку зрения.
• 4. Педагог имеет любимчиков, занят своими делами;
• 5. В том числе реальный педагог зачастую бывает неорганизованным, требовательным, но добросовестным.
• 6. Стиль одежды - ретро. Прическа - авангардная. Что касается его личностных качеств: он скромный, ироничный, равнодушный, и в то же время с выраженным стремлением подчинять учеников своей воле.
Я выделила в качестве идеала первую женщину – врача из Италии, педагога, психолога, ученую – Марию Монтессори. Считаю для себя наиболее близкой ее методику, подразумевающую одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу в работе с детьми. Данной концепции я старалась придерживаться в воспитании и развитии своих детей. Сама М. Монтессори называла свою педагогическую методику как «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду».
Ключевой принцип в педагогике М. Монтессори - «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется ребенок, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.