Адия Харисовна Аляутдинова
Консультация «Современный ребенок глазами педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети, как и во все времена, очень разные. Много причин, которые повлияли на изменение сознания, как взрослых, так и на развитие современных детей. Изменился строй в нашей стране, вообще сильно изменился весь мир, и это связано с развитием новейших технологий во многих областях человеческой жизни.
Каждое поколение людей отражает действительность своего времени.
Публикация «Консультация „Современный ребенок глазами педагога“» размещена в разделах
Если проследить историю прошлого века, то там также были яркие периоды изменения и общественного строя, и рывок научно-технического прогресса, неизменной оставалась природа человека и этапы его развития, хотя временные рамки психологического развития и становления личности так же
смещались на более поздний возрастной период. Если сравнивать детей начала, середины и конца прошлого века разница и в среде воспитания и взглядах общества на детство, и методы воспитания, и программы по воспитанию и развитию детей разрабатывались и совершенствовались согласно запросам общества и времени.
И так рассмотрим современного ребенка со всех сторон его развития. Ребенок сегодняшнего дня эмоционален, активен, эрудирован не по годам, умеет обращаться с современной техникой, предприимчив, с хорошо развитой логикой, раскрепощен, общителен, с сильно развитым чувством индивидуализма. Естественно это не произошло все само по себе, выше я отмечала, что окружающий нас мир сильно изменился, изменилось и общество и его ценности, жизнь стала более комфортной. Но не бывает так, чтобы были во всем одни плюсы, развиваясь, цивилизация ускоряет темп жизни. В наше время жизнь была более размеренной и проще, и не было этой гонки как сейчас, поэтому люди были спокойней.
В настоящее время век интернета и компьютеризации, на людей обрушивается поток информации, которая зачастую ему совершенно не нужна. Реклама, навязывая образ богатой и благополучной жизни, легких денег в долг, создает психозы не только у взрослых, но и у детей. Деньги – это кумир современных взрослых и детей. Все хотят быть богатыми.
Все вышеперечисленное, приводит к тому, что взрослые завышают требования к ребенку, начиная раннее обучение, порой лишая его детства, получая плачевные, а порой непоправимые результаты.
Вот, например, моя приятельница водила свою девочку с 4-х лет на спортивные танцы 2 раза в неделю по 1 часу. Ребенку нравилось, и она выделялась среди других детей, после чего тренер обратилась с просьбой тренироваться чаще. В результате в 5 лет девочка тренировалась 5 раз в неделю по 3-5 часов. Они стали выступать на соревнованиях, ездить с выступлениями за границу, побеждать, но в 6 лет от перегрузок у ребенка появились боли в сердце, развилось заболевание сердца. Ей запретили всякие физические нагрузки, здоровье было подорвано, и в школу ребенок пошел со слабым сердцем, с полным освобождением от занятий физкультурой. И таких примеров немало из разных областей деятельности.
Но сейчас появились и родители других взглядов, которые заявляют, что рожают детей для общества, таким образом, снимая с себя всякую ответственность за воспитание своих детей.
Почему я касаюсь тем, которые и не связаны с современным ребенком и его образом, но все это напрямую влияет на него. Для того чтобы понять, нужно учесть много факторов, влияющих на становление и развитие современных детей, на тот образ который получается.
Сравнивая детей прежних и современных, можно отметить, что чувство дружбы и коллективизма, было более развитым у прошлого поколения. Но разве современное общество не культивирует в последнее время личность как отдельный объект воспитания, индивидуальность ставится на более высокую ступень, чем коллектив. Вот Вам и ответ, почему дети не умеют ладить в коллективе, а больше и лучше действуют в одиночку, плюс научно технический прогресс, плюс другие цели современного общества. Поэтому каждый воспитатель, принимая детей больше времени тратит на создание коллектива.
Многие дети обмениваются игрушками по принципу «Ты мне – Я тебе», а чаще просто не делятся. Они стали, более материальными, практичными, не умеют сочувствовать друг другу, помогать. Отсюда вытекает, что воспитатель учит детей дружить, сочувствовать, делиться, обмениваться, договариваться. Мы видим, что проблема социализации так же остра.
Что же еще изменилось? Вот, например, в бытовых вопросах дети прошлого поколения были более самостоятельными, быстрей учились самообслуживанию. А сегодня родителям проще надеть памперс, быстрей накормить самому, чем ждать, когда ребенок сам покушает. О! со шнурками вообще проблема, мелкая моторика развита плохо, так и идут в школу, не научившись завязывать шнурки. Почему? Ведь с детьми занимаются и лепкой, и рисуют и целенаправленно занимаются развитием мелкой моторики, выполняют различные упражнения, и дети больше играют конструктором лего, где достаточно много мелких деталей, ан - нет, отстает. А мне думается связано именно с тем, что сейчас в быту ребенку не надо сильно напрягаться, шнурки заменяют липучками, пуговицы – молниями и т. д., упрощая обслуживание себя.
Наблюдая за детьми, хочется отметить, что буквально года 2 -3 назад, игры детей были более агрессивными, и это было связано с теми мультфильмами, которые смотрели дети по телевизору. Они рычали, как монстры из этих мультфильмов, бросаясь друг на друга, а когда я вмешивалась, оказывалось, что помешала и нарушила ход игры. Их трудно было увлечь другими играми. Они выплескивали свои отрицательные эмоции в ходе таких грубых забав, что мне приходилось прекращать игру.
А сейчас дети играют в фей, предпочитая мир сказки и фантазий. Многие приносят кукол, знают их по именам, каждая из них обладает своими волшебными способностями. Мальчики играют в машинки, в трансформеры, динозавры, предпочитают настольным играм электронные игры. Многие дети уверены, что можно возродиться после смерти, т. к. в играх это происходит постоянно.
И эти же дети с удовольствием играют в семью, парикмахерская, в школу, игры с музыкальным сопровождением, дидактические игры, подвижные игры, очень многое зависит и от воспитателя насколько он может увлечь детей той или иной игрой.
Что изменилось в сюжетно-ролевых играх? Если раньше не было готовых предметов интерьера для игр и дети сами создавали домики, строили из подручного материала корабли, самолеты, парикмахерские, придумывали что можно заменить, то сейчас меньше используются предметы заместители т. к. много готовых предметов, копирующих настоящие. Поэтому им не нужно думать, а что на что похоже и чем это можно заменить, хотя использовать в игре такие яркие, почти настоящие копии предметов, на мой взгляд, намного приятней. И как всегда нельзя сказать однозначно плохо это или хорошо.
В журнале «Вокруг Света» я прочла статью 5 главных отличий ребенка XXI века : версии ученых Специалисты в разных областях знания рассказали, какой он, ребенок нашего времени. (https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/8324)
Интересны взгляды разных людей, из разных областей, в чем то я согласна с их мнением, а в чем то нет. Например, я согласна, что физически наши дети стали более слабыми, здоровье ухудшилось, помолодели заболевания, на это влияет не только фаст фуд и электронные игры, но можно добавить и экологию.
Мир современных детей в ДОУ сделали более бедным, ограничили возможность в познании окружающего мира и формировании навыков труда. Дети не могут наблюдать, как проклевывается росток, посадить растение в землю, сведя получение знаний только на просмотр картинок, слайдов и фильмов. Это я про «Живой уголок» или «Уголок живой природы» в группе и в ДОУ. Современные дети лишились возможности видеть и ухаживать за растениями и животными, даже аквариум с рыбками теперь в группах запрещены, а ведь как нравилось детям наблюдать за рыбками, а еще больше покормить и почистить аквариум. Убрали дежурства, дети теперь приходят на все готовенькое. Давайте подумаем, а что будет дальше? Кого мы растим? Современные дети и так не шибко любят даже игрушки за собой убирать, стараются отлынивать. Раньше дети все это выполняли с азартом, интересом на «Ура!», у них были обязанности. Получается, мы дальше вырастим белоручек и неумеек, да еще и лентяев. Многие из них не знают, откуда берется хлеб, как он выращивается, не знают, что такое урожай, посевная. Если есть дача, то там дети наблюдают, как сажают и выращивают овощи, ягоды и фрукты, как их собирают. А если нет?
Зато современные дети стали с раннего возраста с родителями больше путешествовать. Выезжая за границу, они видят, как по-разному живет человек на планете земля, как разнообразен климат, природа. У нас зима, а на другом конце жарко, что можно купаться в море. Мы только на словах знали об этом, а современные дети так живут, естественно это плюс современного общества.
Очень о многом хочется сказать. Давайте коснемся речи современных детей. Да проблем стало в разы больше. Практически каждый 3-й, если не 2-й ребенок требует работы с логопедом. Современные дети очень тянутся к общению со взрослым, но выразить свои мысли и желания словами вызывает затруднения. Современным детям нужно меньше изъясняться, т. к. много тестов, все есть на экране, либо в раскраске, т. е. соединяй линиями предметы одной группы или в зависимости от задания, а речь использовать не надо. Ребенок выполняет задание верно, мышление развивается, а речь в данном случае у ребенка отсутствует. Поэтому тестовые задания хорошо развивают мышление, но при этом страдает речь. А раньше все проговаривалось, каждый хотел ответить на вопрос воспитателя, объяснить. Словарный запас у детей обеднел, часто они не знают значения тех или иных слов, встречающихся в сказках, рассказах, которые прошлому поколению не надо было объяснять. Зато появились новые термины, используемые детьми, которые не поняли бы сверстники прошлого поколения.
Прочитав статью Д. И. Фельдштейна «Какой он - современный ребенок» я увидела, что он еще раз подтвердил мои мысли о развитии современного ребенка. Исследования, проведенные академиком Д. И. Фельдштейном, обозначили круг значимых изменений у современных детей :
- резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;
- рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;
– уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы;
- снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;
- недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;
- рост "экранной" зависимости;
- ограничение общения со сверстниками, появление чувства растерянности, неверия в себя;
- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
- астенизация телосложения и снижение мышечной силы;
- рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;
- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение численности одаренных детей.
Единственное, в чем наши взгляды разошлись, что ушли сюжетно-ролевые игры. Нет, они не ушли, просто стали другими. Я уже описала свои наблюдения выше, правда, не углубляясь в сам процесс игры.
И еще хотела бы добавить, что с изменением общественного строя в нашей стране, практически не развито у детей чувство патриотизма. Нас воспитывали на любви к Родине, гордости за свою страну, а сейчас такого воспитания практически нет. В последние годы что-то меняется, но дети это слабо воспринимают, как-то отчужденно. Только на 9 мая День Победы можно расшевелить чувства детей, заставить их гордиться своими прадедами.
Подводя итог о том, какой он современный ребенок, хочется отметить, что взрослый, находящийся под постоянным прицелом у детей, является объектом пристального изучения. Дети никогда не потерпят обмана и фальши. Современный ребенок требует уважения к себе, чтобы найти общий язык с ним и понимание, взрослому необходимо заслужить его уважение и доверие.