Лилия Беляева
Методическая работа по речевому развитию дошкольников в организации дополнительного образования
▼ Скачать +Заказ
Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Отсюда усложняются и задачи муниципальной методической службы как структурного элемента системы непрерывного образования. От методической службы требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда можно влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального развития.
Публикация «Методическая работа по речевому развитию дошкольников в организации дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Методист дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе : от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждения дополнительного образования. Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из-за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение — район — город.
Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по - новому. В настоящее время сложилась и успешно функционирует система методической деятельности. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности. Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор ее модели. Сегодня существуют различные модели методических служб в зависимости от свойств, которые они должны выполнять, и от подходов, на основе которых они создаются. Любая модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи и т. п. Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев. К сожалению, сегодня социальный спрос на методические и педагогические услуги значительно опережает возможности методической службы.
Один из разделов общей методической работы работа по развитию речи. В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого развития. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы для успешного развития речи старших дошкольников.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В контексте стремительных изменений, происходящих в системе дополнительного образования, предъявляют всё новые требования. Сфера дополнительного образования всё больше воспринимается как сфера специфических услуг, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры. В силу этого особое значение приобретает управление качеством дополнительного образования.
Условия в организации дополнительного образования на сегодняшний момент отличаются от условий общеобразовательных учреждений, что выражается в отсутствии государственных стандартов. В связи с этим учреждение самостоятельно разрабатывает модели учебно-воспитательного процесса содержания образования, организационно-управленческие, методические механизмы.
Организация методической работы неустанно подчеркивает роль речи педагога как условия и средства формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах организациях дополнительного образования к речи педагога предъявляются особые требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Речь педагога должна быть эталоном для детей.
При анализе речи педагога методист оценивает ее с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям, безупречная правильность формы (как говорит, возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам). Методист начинают анализировать речь педагога с того, что отмечает, о чем полезном, новом, нужном он сообщил детям, что упустил или исказил.
Знакомясь с работой педагогов, сначала нужно выяснить, какие знания, сведения дает он дошкольникам, как истолковывает поступки и действия детей, окружающих людей, какова направленность его оценок, суждений (моральных, интеллектуальных, эстетических). В этом отношении нужно быть особенно внимательным к речи педагога в обыденной обстановке: во время отдыха, на прогулке, в раздевальной, в трудовой деятельности и т. д., так как зачастую в это время содержание его речи становится бедным, ограниченным организационными, дисциплинарными обращениями.
Затем можно переходить к оценке формы речи педагога. Словарь взрослого должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др. В предыдущих разделах говорилось об использовании художественного слова, фразеологических оборотов.
Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции. Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной; необходимо: богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.
Педагогу нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.
Педагогическому работнику важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).
В оценке речи педагога учитывается ее возрастная направленность: в первую очередь доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, яркая эмоциональностъ речи.
Прежде всего методист должны помочь педагогам в анализе их речи, в постановке индивидуальных задач ее улучшения, а также в выполнении этих задач. Кроме того, в детских садах проводятся индивидуальные консультации, действуют кружки по технике речи и выразительному чтению. Заведующая рекомендует педагогам взаимопосещения с целью обмена опытом. В методическом кабинете детского сада должны иметься словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика, диалектизмами.
Методическая служба помогает педагогам организовать аналогичную работу с родителями, советует, как надо использовать индивидуальное общение, наглядную пропаганду.
В методической работе в организациях дополнительного образования можно выделить методы организации методической работы с педагогами по речевому развитию дошкольников. Это поддержка и помощь. О. С. Газманом введен термин педагогическая поддержка в 70-х годах прошлого столетия. Главным в образовании по его мнению, является не социализация, а индивидуализация образования, направленная на осознание человеком своего отличия от других. О. С. Газман считает, что «педагог должен помочь ребенку познать себя, понять смысл жизни, создавая при этом оптимальные условия для общения и деятельности».
Педагогическая поддержка, следовательно – это «особая педагогическая деятельность, направленная на саморазвитие человека, опираясь на развитие "самости",индивидуальные способности человека. Исходя из этого, можно дать определение понятию методическая поддержка. Под методической поддержкой понимают особую деятельность заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, направленную на индивидуальное профессиональное развитие педагога, опираясь на его знания, способности и умения, развивать профессиональную самостоятельность, «самость» воспитателя».
Важной составляющей в методической работе является совместная деятельность методиста и педагога, направленная на изучение интересов, целей, возможностей педагога, определение путей преодоления проблем, в профессиональной деятельности возникающих у него.
Согласно определению А. А. Глинский «педагогическая поддержка, это особый вид педагогической деятельности, помощь в саморазвитии которой, является основной целью в решении личностно - профессиональных проблем, в решении внешних и внутренних конфликтов, самоопределения, установления отношений».
Проявляется педагогическая поддержка в помощи педагогам по речевому развитию дошкольников в организациях дополнительного образования повысить свою профессиональную компетентность, пополнить свои педагогические знания, способствующие решению педагогических задач.
Поддержка социальная заключается в предоставлении всем педагогам одинаковых возможностей необходимых для развития профессиональной компетентности, отвечающим их способностям, потребностям и нуждам.
В методической работе каждый вид поддержки проявляется не самостоятельно, а во взаимосвязи с другими видами. Помощь педагогу именно тогда будет полезна, а также будет способствовать развитию его профессиональной компетентности. Использование разнообразных видов поддержки подразумевает применение специальных методов работы с педагогом.
Таким образом, методическую работу с педагогами по речевому развитию дошкольников организаций дополнительного образования можно находить одним из центральных аспектов управления,сориентированных на предоставление качества образовательного процесса. Выстроенная в логике компетентностного и персонифицированного подходов, она содействует вырабатыванию качеств личности педагога. Современное общество предъявляет требования к особенностям организации методической работыс педагогами по речевому развитию дошкольников, как к ключевому звену системы образования в целом, поэтому несомненным является то, что постоянное профессиональное развитие педагогов по данному направлению прибывает объективным и необходимым.