Алла Баханова
Уроки музыки в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательная школа
«Еланцынская средняя общеобразовательная школа»
Уроки музыки в условиях ФГОС
Музыка
Выполнила: Баханова А. И.
Учитель музыки
Оценивание является важной и необходимой составной частью образовательного процесса так как выполняет функцию обратной связи, выявляющей не только уровень освоения программы учащимися, но и степень эффективности педагогического инструментария, и выступает в роли регулирующего элемента, способствующего поддержанию единства всей системы образования. В процессе оценивания должно происходить соотнесение результатов, достигнутых учащимися, с изначально поставленными целями по заранее определённым критериям оценивания.
Темочки:
В настоящее время критерии оценивания достижений учащихся по музыке не имеют единого инварианта, поэтому проблема оценивания на уроке музыки сохраняет свою актуальность. Предмет «Музыка» в отличие от предметов, несущих большую содержательную нагрузку (математика, химия и др., позволяет педагогу вводить и осваивать новые формы и методы оценивания, соответствующие ФГОС.
Особенности оценивания учащихся по музыке в контексте ФГОС.
В соответствии с требованиями ФГОС, Целью музыкального воспитания школьников выступает формирование у них музыкальной культуры как части духовной культуры. Таким образом, сформированная музыкальная культура школьников представляет тот финальный продукт учебно-воспитательного процесса, который требует итогового оценивания как результата учебных достижений учащихся после освоения программы предмета «Музыка».
Формирование музыкальной культуры школьников происходит успешно, если при изучении курса «Музыка», в соответствии с требованиями ФГОС, достигаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) Формирование основ национальных ценностей российского общества;
3) Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
4) Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
5) Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
8) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1) Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно0нравственном развитии;
2) Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
4) Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
5) Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
10) Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление текстов в устной и письменной формах;
11) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
12) Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
13) Определение общей цели и путей её достижения; способность договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; способность осуществлять взаимной контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
14) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
15) Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;
16) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
17) Умение работать в материальной и информационной среде.
Уровень достижения вышеизложенных результатов посредством разных видов музыкально-практической деятельности и является предметом оценивания, характеризующим степень сформированности музыкальной культуры учащихся. Виды музыкально-практической деятельности, нацеленные на достижение обозначенных результатов, определены во ФГОС. К ним относятся:
1) Восприятие музыки и размышление о ней в устной и письменной форме;
2) Хоровое, ансамблевое и сольное пение;
3) Элементарное музицирование, включающее игру на музыкальных инструментах;
4) Музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств;
5) Проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства;
6) Применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы;
7) Перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Под указанные виды музыкально-практической деятельности учителю следует разрабатывать критерии оценивания, сообразуясь с возрастными особенностями, природными возможностями учащихся и заданными во ФГОС личностными, предметными и метапредметными результатами. Учитывая индивидуальную природу музыкальных способностей учащихся, критерии оценивания в условиях общего музыкального образования должны акцентироваться не столько на качестве музыкальных достижений учащихся, сколько на осознанности и качестве включения школьников в музыкально-практическую деятельность.
Процесс оценивания многогранен, имеет разную направленность, поэтому ему должны предшествовать уточняющие вопросы, на которые должен ответить учитель самому себе:
1. Что оценивается? (Какие результаты)
2. Как оценивается? (Какими методами)
3. Зачем, с какой целью оценивается? (В чём смысл оценивания)
4. Когда оценивается? (В какой момент учебного процесса)
Следуя логике обозначенных вопросов, выстраивается общая картина оценивания:
1. Оцениванию подлежат личностные, предметные (компетентности и опыт в разных видах музыкально-практической деятельности школьников) и метапредметные результаты школьников.
2. Оценивание должно быть максимально объективным, опираться на многообразие современных методов и происходить на основании критериев, разработанных с учётом специфики оцениваемых результатов.
3. Целью оценивания относительно учащихся является определение уровня освоения школьниками программных требований, заданных во ФГОС.
4. Оценивание носит предварительный, текущий, промежуточный или итоговый характер.
Рейтинговая накопительная система оценивания.
Среди современных методов оценивания такому подходу наиболее полно соответствуют рейтинговая накопительная система оценивания (РНС, которая предоставляет возможность осуществлять объективное комплексное оценивание на всех этапах образовательного процесса в совокупности с методом портфолио.
РНС характеризуется эмоционально-положительной направленностью, так как способствует стимулированию интереса учащихся к музыкальным занятиям, воспитывает волю к самоорганизации учебной деятельности и предоставляет возможность выстраивания собственных образовательных стратегий по принципу избыточности.
Рейтинговая накопительная система оценивания обладает следующими характеристиками:
- обеспечивает всесторонний характер оценки личностных, предметных и метапредметных результатов, охватывая разные виды музыкальной деятельности;
- учитывает индивидуальные способности школьников;
- имеет объективный характер;
- фиксирует успехи в индивидуальном развитии;
- учитывает результаты фронтальных, индивидуальных и групповых форм.
Система оценивания по методике РНС включает инвариантную и вариативную части заданий, запланированных для учащихся на зачётный период – четверть, триместр, год ит. д. Инвариантная часть является обязательной для всех. Только полное выполнение этой части заданий позволяет учителю перейти на повышение результативности обучения посредством выполнения заданий вариативной части.
Обязательная часть системы оценивания должна формироваться в виде заданий, где оцениванию подлежит степень овладения знаниями и предметными компетенциями:
- решение тестовых заданий;
- решение заданий викторин;
- написание эссе;
- исполнение песен;
- работа в тетрадях.
Вариативная часть системы оценивания является накопительной, влияющей на промежуточный результат при оценивании, так как суммарно добавляет баллы, способствуя повышению оценки, и может включать широкий спектр творческих заданий, стимулирующих познавательные потребности школьников и внутреннюю мотивацию к процессу обучения. Такими заданиями могут выступать:
1) Составление кроссвордов;
2) Подготовка презентаций;
3) Написание рефератов;
4) Участие в аукционе театральных билетов (посещение концертов, музыкальных спектаклей, музеев);
5) Исследовательская проектная деятельность;
6) Выполнение заданий с использованием ресурсов web 2.0 (редактируемый Интернет) :
- ведение музыкальной страницы на сайте класса;
- создание подкастов;
- подготовка мультимедийных проектов;
- веб-квесты;
- подготовка он-лайн концерта;
- создание блогов от имени композиторов, исполнителей;
- создание главы в коллективном учебном пособии по определённой теме;
- работа с Google-картой;
- работа в программе LearningApps.org;
- создание фильмов stop-motion. Ит. д.
Результаты выполненных заданий фиксируются в карте РНС (табл. 1).
Дата Виды деятельности Максимальное количество баллов Фактическое количество баллов Примечания
11.01 Обязательная часть
Викторина
Песня
5
5
18.01 Обязательная часть
Тест-опрос
Накопительная часть
Составление кроссворда
5
3
25.01 Обязательная часть
Эссе
Пение по нотам
5
3
01.02 Обязательная часть
Работа в тетрадях
Пение по нотам
Накопительная часть
Подготовка презентации
2
3
10
08.02 Обязательная часть
Викторина
Эссе
5
5
15.02 Обязательная часть
Тест-опрос
песня
5
5
22.02 Обязательная часть
Работа в тетрадях
Пение по нотам
Накопительная часть
Задание с использованием ресурсов web2.0 (на выбор)
2
3
10
29.02
Обязательная часть
Викторина
5
07.03
Обязательная часть
Тест-опрос
Песня
5
5
14.03
Обязательная часть
Викторина
Накопительная часть
Создание кроссворда
5
3
21.03
Обязательная часть
Эссе
Накопительная часть
Посещение концерта в филармонии
5
10
Обязательная часть системы оценивания
Рассмотрим каждый вид задания из инвариантной части.
Решение тестовых заданий
«Педагогическое тестирование – форма диагностики учебных достижений испытуемых, осуществляемая с помощью предъявления им тестов. Может проводиться с целью контроля, прогнозирования, обучения и самоконтроля».
«Задания в тестовой форме … представляют собой не систему, а совокупность заданий определённого направления, что позволяет выстраивать их по тематическому или иному принципу».
Актуальность применения тестовых форм контроля в современном образовании объясняется рядом их преимуществ перед традиционными формами проверки знаний:
-эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль знаний значительного количества испытуемых за короткое время с минимальными затратами;
- высокая содержательность тестового контроля, основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста;
- единство требований ко всем испытуемым;
- объективность тестового контроля;
- индивидуальный характер контроля каждого учащегося;
- возможность регулярного систематического проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения как средства стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке;
- совмещение обучающей и контролирующей функции теста;
- технологичность при применении современных компьютерных средств тестирования.
В соответствии со спецификой предмета «Музыка» выстраиваются и задания в тестовой форме, которые могут включать:
1) Вопросы на выявление знаний теоретического блока по предмету в рамках программных требований;
2) Практические задания на определение степени развитости музыкального мышления (слушание музыкальных произведений с целью анализа их музыкальных форм, средств выразительности в контексте выявления содержания и художественного образа произведения);
3) Контрольные видео материалы на решение определённых ситуативных задач;
4) Музыкальные викторины на выявление знаний программного музыкального материала;
5) Задания творческого характера со свободно конструируемым ответом. И т. д.
По итогам выполнения заданий в тестовой форме происходит комплексная проверка компетенций учащихся в различных видах музыкальной деятельности (информационно-познавательной, практической, творческой, которая обеспечивает учителю возможность всесторонней объективной оценки музыкальных учебных достижений школьников.
Формы тестов могут быть представлены двумя видами:
задания закрытой формы – с ответами, представленными на выбор, и задания открытой формы – предполагающие самостоятельный поиск ответа.
Задания закрытой формы классифицируются следующим образом:
- с выбором ответа (с выбором одного правильного ответа; с выбором множества правильных ответов);
- на установление соответствия;
- на установление правильной последовательности.
Задания закрытой формы подразумевают конкретные ответы, поэтому каждый правильный ответ даёт один балл, и соответственно по количеству заданий определяется максимально возможное количество баллов.
Задания открытой формы могут подразделяться на следующие виды:
- на дополнение с ограничениями на ответ;
- со свободно конструируемым ответом.
В таких заданиях критериями оценивания должны быть:
- логическая выстроенность рассуждений;
- содержательность ответа по количеству озвученных позиций;
- аргументированность ответа.
При этом каждый из указанных критериев оценивания может иметь стоимость в виде «вилки» от одного до нескольких баллов в зависимости от сложности задания и оригинальности ответа.
Решение заданий викторин
Данный тип задания по форме напоминает тестирование, целью которого является выяснение знания учащимися музыкальных произведений и их авторов, выявления способности школьников ориентироваться на слух в музыкальных тембрах инструментов. Викторина может быть организована как по закрытому, так и по открытому типу. Оценивание осуществляется по тем же параметрам – правильность и полнота ответа ученика. Каждая позиция ответа оценивается заранее определённым количеством баллов.
Написание эссе
Этот тип задания направлен на развитие мыслительной деятельности учащихся. Умение думать, размышлять – один из важнейших метапредметных результатов школьного образования. На уроках музыки этот вид деятельности осуществляется на основе художественного анализа учащимися прослушанных музыкальных произведений, выражения им своего отношения у творчеству композитора, сопоставления школьником произведений разных видов искусств и раскрытия замысла этих произведений.
При оценивании эссе учитель должен ответить для себя на следующий вопрос: «Какими баллами оценивать мысли учащихся, их мнения, достигнутый ими уровень восприятия музыки?» Ещё сложнее определить критерии оценивания рассказов детей и подростков об их эмоциональном отношении к музыке и к жизни. Учителю трудно определить, какого количества баллов заслуживает рассказ школьника о чувствах, которые он испытывает, слушая музыку. Душа ребёнка и его эмоциональность не умещается в рамках пятибалльной системы.
Поэтому наиболее уместными для оценивания эссе представляются критерии, применяемые к тестовым заданиям со свободно конструируемым ответом, которые были приведены выше.
Исполнение песен
Данный вид музыкально-практической деятельности способствует формированию вокально-хоровых навыков и опыта эмоционального переживания в процессе создания художественного образа песни. Соответственно учителем при оценивании должны учитываться техническая и художественная стороны исполнения произведения.
Техническая сторона включает:
1) Уверенное знание текста песни;
2) Чёткое артикуляционное произношение;
3) Правильное звукообразование;
4) Владение разными видами дыхания (опорное, цепное);
5) Чистота интонирования (чувство строя и ансамбля);
6) Ритмическая точность исполнения;
7) Соблюдение исполнительских штрихов;
8) Соблюдение динамических нюансов;
9) Умение включаться в работу по дирижёрскому жесту.
Художественная сторона включает эмоциональность исполнения в соответствии с характером произведения, умение артистично подать образ.
Учитывая разные музыкальные способности учащихся, следует провести предварительное выявление музыкальных данных каждого школьника, чтобы в дальнейшем объективно подходить к оцениванию их вокальных возможностей. В данном виде деятельности целесообразно оценивать старание, активную позицию ребёнка в работе над произведением, умение слышать и выполнять требования учителя.
Исходя из такого дифференциального подхода к оцениванию, можно выделить следующие позиции, которые не зависят от наличия музыкальных способностей учащихся и которые могут быть отнесены к оцениванию детей с затруднениями в интонировании:
1) Знание текста;
2) Артикуляция;
3) Чёткое исполнение поставленных задач в передаче образа;
4) Чёткое следование дирижёрскому жесту;
5) Выразительность исполнения.
Для детей с выраженными музыкальными способностями оценивание должно включать все позиции, предъявляемые к исполнению.
Фиксировать результаты оценивания можно с помощью таблицы, в которой по вертикали (с левой стороны) обозначаются предъявляемые требования к исполнению, а по горизонтали вводятся критерии от 0 до 3 баллов с пояснениями;
0 баллов – требование не выполняется;
1 балл – требование выполняется частично, нет осознанного отношения к выполнению требования;
2 балла - присутствует осознанное отношение к работе, но требование выполняется частично;
3 балла – осознанное включение в работу, требование
выполняется.
Работа в тетрадях
Этот вид деятельности подразумевает выполнение заданий на закрепление изученного материала или на активизацию мыслительно-творческой деятельности учащихся. Предметом оценивания здесь выступают:
- правильность исполнения;
- исполнительность;
- творческая инициатива;
- аккуратность ведения тетради.
Данные позиции также оцениваются определённым количеством баллов, которые на выходе влияют на оценку. При этом каждое задание в зависимости от уровня его сложности может оцениваться разным количеством баллов или умножаться на заранее заданный коэффициент сложности.
Оценивание заданий вариативной части
Оценивание заданий вариативной части также должно происходить по заранее отработанным критериям.
Кроссворд может оцениваться:
- по количеству включённых в него позиций;
- по корректности формулировок;
- по оригинальности формы.
Презентации могут оцениваться:
- по уровню сложности выбранной программы;
- по ёмкости и краткости содержания;
- по качеству иллюстрирования;
- по оригинальности подачи материала.
Рефераты оцениваются по следующим критериям:
- грамотность оформления текста;
- актуальность выбранной темы;
- логическая выстроенность материала;
- широта охвата изученной литературы;
- грамотность работы с первоисточниками в тексте реферата;
- глубина и самостоятельность сделанных выводов в работе.
Исследовательская проектная деятельность оценивается:
- по соответствию выполненной работы жанру исследовательского проекта;
- по оригинальности выполнения и представления;
- по убедительности представленных аргументов исследования;
- по социальной значимости исследования;
- по соответствию целей и задач достигнутым результатам.
Аукцион театральных билетов – форма работы, направленная на повышение мотивации школьников к посещению концертов, оперных представлений, балетов и т. д. Оценивание такого участия школьника должно происходить на максимально высоких баллах, так как подобная включенность в мир искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие, вводит в атмосферу произведения. Критерием оценивания могут выступать количество посещений и эмоциональный отклик учащегося, оформленный в виде устного сообщения по итогам просмотра и прослушивания произведений. Форма аукциона призвана придать игровой характер состязательности между его участниками.
Задания с использованием ресурсов web.2.0 представлены в широком разнообразии, соответственно и критерии оценивания также могут быть достаточно многочисленны. Самые очевидные критерии:
- оригинальность воплощения;
- актуальность содержания с позиции соответствия теме урока;
- сложность выполнения.
Остальные критерии будут носить частный характер, учитывая специфику задания (качество звучания, соответствие содержания и формы и т. д.).
Оценивание домашнего задания
Домашнее задание продолжает формирование музыкальной культуры учащихся, поэтому необходимо сохранить определённый ритм его оценивания. Важность самообразования можно подчеркнуть анализом, дискуссиями, самооценкой домашнего задания на уроке. В реализацию домашнего задания можно вовлечь опыт родителей, бабушек и дедушек.
Оценивание домашнего задания должно учитывать уровень его сложности и объём, а также качество выполнения учащимися. Уровень сложности задания определяется его трудоёмкостью, то есть затратами времени школьника на его выполнение, объём – масштабом задания, а качество – содержательностью и правильностью выполнения. Уровень сложности задания при оценивании можно учитывать при помощи коэффициента, который желательно учащимся сообщить заранее. При этом каждому критерию следует установить оценочный балл. При суммировании показателей проявляется картина результативности.