Наталия Адамович
Метод проектов как средство нравственного воспитания, приобщения к культуре родного города, семьи, государства
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО ГОРОДА, УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ СЕМЬИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память.
Публикация «Метод проектов как средство нравственного воспитания, приобщения к культуре родного города, семьи, государства» размещена в разделах
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
На пороге человеческой жизни, в дошкольном возрасте, совершаются самые важные события в развитии человека. 5
Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
«Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые» (Гораций). Содержание жизни маленького человека во многом определяет его «взрослое будущее», где необходимо преодолевать трудности, принимать решения, выбирать способы действий. 5
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.
«Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, – утверждал Л. С. Выготский, – есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» 3
Закон единства и целостности воспитания подчёркивает необходимость как можно раньше предоставлять ребёнку образцы хорошего вкуса, образцы всего качественного: чувств и мыслей, дел, слов, поступков, образа и стиля жизни. Этот закон отражает невозможность развиваться по частям. Просвещение рассудка не даёт ещё нравственности. Речь идёт об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Это закон укрепления человека в лучшем и преодоления худшего в своей природе. 5
В законе апперцепции определяется, что любое обучение надо начинать с того, что близко восприятию ребёнка, интересно и важно ему. Существует термин «апперцептивное накопление опыта» - последовательность в обучении. 5
Развитие личности начинается в семье. Семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.
«Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура» 4
В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, играет огромную роль в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма.
В этой связи актуальность приобретает знакомство ребёнка с родным краем в целях воспитания уважительного отношения к земле своих прародителей, её историческим и культурным традициям; осмысление личной причастности к событиям прошлого и настоящего, формирование дееспособной, энергичной, инициативной личности. В будущем это способствует становлению гражданственного самосознания, а это и есть патриотизм, нравственность и правовая культура.
Патриотизм – сложное чувство, оно не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотическое чувство, пройдя ряд этапов, поднимается до осознанной любви к своему Отечеству, а патриотическая направленность воспитания всегда была присуща педагогике и являлась неотъемлемой её частью.
Наряду с этим важно понимать, что просто сообщать ребёнку знания разного рода и таким образом наполнять его мозг – неэффективный путь развития. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (Мишель де Монтень, французский философ). 5
Удачной находкой в работе с детьми и родителями оказался метод проектов. На сегодняшний день он получил широкое применение в педагогической практике нашего ДОУ.
Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность.
Преимущества метода проектов при взаимодействии ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:
При реализации такой формы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
С целью познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, объяснить, что значит термин «Великая Отечественная», дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины, познакомить с героями советского союза, ранее живущих в г. Выборг и захороненных на его территории, воспитывать чувство патриотизма, готовность к самостоятельному выбору демократических ценностей и исполнению гражданского долга, усвоению основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации, организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств нами был разработан долгосрочный проект «Мы помним, мы гордимся.» приуроченный к семидесятилетию Великой Победы.
Проблема: дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны, у детей не сформированы такие понятия как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия.
Предполагаемый результат: Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России. Привлечение к совместной работе родителей. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам войны, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям. Понимание важности празднования «Дня Победы»
Участники проекта : Дети от 5 до 7 лет, родители всех детей детского сада, сотрудники детского сада, социальные партнёры ДОУ.
И как результат реализации Проекта :
• совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно повлияла на воспитание чувства патриотизма, усвоения основ толерантности, самосознания гражданина Российской Федерации ради которых создан Проект;
• дети активных родителей стали увереннее в себе, задают больше вопросов о своей малой Родине, о семье, о детском саде, об истории родного края, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей;
• новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Литература:
1. А. В. Дронь, О. Л. Данилюк. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 96 с.
2. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб. -метод. Пособие. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 224 с.
3. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : ИТИ Технологии; 2006. - 944 с.
5. Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы)/сост. : З. А. Михайлова, А. С. Каменная, О. Б. Васильева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2014. – 96 с.