Надежда Горохова
Метод проектов как педагогическая технология дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях изменения отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. ФГОС требует нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10 -15 лет назад, увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям.
Публикация «Метод проектов как педагогическая технология дошкольного образования» размещена в разделах
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.
Проектная деятельность – это деятельность, направленная на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Метод проектов» имеет свою специфику при применении в дошкольном образовании. Это связано с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, которые предполагают затруднения, связанные с организацией самостоятельной работы детей в силу их возрастных особенностей.
Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи :
• во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
• во-вторых, динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления, возможности для проявления которого предоставляет проектная деятельность;
• в-третьих, именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов.
Первый этап – подражательско – исполнительский (дети 3,5-5 лет)
На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий (Дети 5-6 лет)
К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий (Дети 6–7 лет)
Увеличивается доля самостоятельной деятельности детей.
Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Несмотря на различный возраст детей, специфика использования метода проектов в дошкольной практике заключается в том, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать ему обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Кроме того, в дошкольном образовании более уместно говорить о минипроектах, выполнение которых приучает детей к алгоритму проектной деятельности, но предполагает значительную часть совместной работы детей и педагога.
При этом участие детей в минипроектах поможет связать образовательный процесс с реальными событиями из жизни ребёнка, что, в свою очередь, служит мощным мотивирующим фактором. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технология «Метод проектов» осуществляется в несколько этапов.
1 этап. Подготовительный (разработка проектного замысла).
Основные виды работ в рамках 1-го этапа: предварительное обсуждение проектной идеи, определение проблемы, формулировка цели, постановка задач, определение результата и продукта деятельности, разработка плана работы.
Виды работ
на этапе Комментарии
1. Предварительное обсуждение проектной идеи
Перед тем, как воспитанники начнут работать над проектом, необходимо, чтобы они определились в общих чертах относительно проектной идеи.
Тему проекта формулировать пока не нужно. Скорее уместно говорить об очерчивании некоторых тематических рамок.
Полезно использовать модель «трёх вопросов» : Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?
Важно, чтобы выбор детей был самостоятельным и ответственным (обоснованным) или они поддержали бы предложение педагога
2. Определение проблемы
Проблема – противоречие между желаемой (идеальной) и имеющейся (реальной) ситуацией.
Проблема должна быть для воспитанника значимой, а не надуманной (чужой).
При формулировке проблемы воспитанник должен аргументировать значимость проблемы лично для него.
При этом сначала должна быть сформулирована желательная для него ситуация (как надо) и охарактеризована, обрисована реальная (как есть).
Проблема может быть сформулирована в форме вопроса
3. Формулировка цели
Цель отвечает на вопросы: «Что должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна стать ситуация после выполнения проекта?»
4. Постановка задач
Если цель направлена на достижение конечного результата, то задачи – на достижение промежуточных результатов.
Задачи отвечают на вопрос: что должно быть сделано для того, чтобы цель проекта была достигнута?
Задачи решаются в определенной последовательности, в случае группового проекта несколько задач может решаться одновременно (параллельно)
5. Определение результата Результат связан с тем, кто его получил
6. Определение продукта Продукт, в отличие от результата, не связан с тем, кто его получил
7. Разработка плана работы При разработке плана полезно пользоваться ресурсной картой, содержащей информацию о тех ресурсах, которые доступны воспитанникам в процессе проектной деятельности
Результаты 1-го этапа: предварительно обсуждена проектная идея, определена проблема, формулированы цель и задачи, определены результат и продукт деятельности, разработан план работы.
2 этап. Основной (реализация проектного замысла)
Основные виды работ в рамках 2-го этапа: реализация разработанного на 1 этапе плана работы с той или иной степенью самостоятельности с целью получения продукта проектной деятельности.
Виды работ
на этапе Комментарии
1. Выполнение плана работы При выполнении этого вида работ должна преобладать самостоятельная деятельность воспитанников
2. Консультирование детей у педагога Степень самостоятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей
3.
Подготовка к защите проекта Степень самостоятельности детей при подготовке проекта к защите зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей
Результаты 2-го этапа: реализован план деятельности, разработанный на 1-ом этапе и созданы продукт (ы) деятельности в соответствии с замыслом 1-го этапа.
3 этап. Рефлексивный (подведение итогов проектной деятельности).
Основные виды работ в рамках 3-го этапа: выступление с проектом, самооценка и взаимооценка воспитанниками выполненных работ, их рефлексия, размещение проектов и их продуктов в портфолио.
Виды работ на этапе Комментарии
1. Выступление с проектом Дети находят применение сведений, полученных в ходе реализации проекта. Взаимодействие педагога и ребенка может изменяться по мере нарастания детской активности.
2. Дискуссия
3. Рефлексия
Результаты 3-го этапа: завершение работы над проектом; приобретение (совершенствование) воспитанниками умений и навыков, необходимых для проектной деятельности; приближение к новым образовательным результатам, требования к которым изложены в ФГОС дошкольного образования.
Классификация проектов
1. По составу участников
2. По целевой установке
3. По тематике
4. По срокам реализации
Типы проектов.
1. Исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, дизайна, драматизации)
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки)
3. информационно-практикоориентированные (оформление и дизайн группы, витражи)
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника)
ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому технология «Метод проектов» не отрицает, а, наоборот, интегрируется с технологий игровой деятельности дошкольников.
Приведем примеры проектов :
• комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
• межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года», «День России»;
• творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы» и др. ;
• групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Лето шагает по планете»; «Птицы».
• индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
• исследовательские: «Подводный мир», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Задачи Жана Пиаже решаем с детства мы уже».