Устинова Галина Валентиновна
Конспект НОД для старших дошкольников «Металлические звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
[h3]КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной музыкальной деятельности
для воспитанников старшей дошкольного возраста 6-го года жизни
«МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЗВУКИ»[/h3]
Цель: ознакомление детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами и инструментами.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Познакомить детей с «металлическими звуками»
2. Продолжать учить дошкольников экспериментировать с различными предметами и инструментами
II. Музыкально-технические:
1. Учить пользоваться переменной динамикой
Публикация «Конспект НОД для старших дошкольников „Металлические звуки“» размещена в разделах
2. Продолжать учить воспитанников импровизации, изобретательности
III. Развивающие:
1. Развивать темброво-ритмический слух
2. Развивать концентрацию внимания
3. Стимулировать фантазию, воображение, творчество
IV. Воспитывать самостоятельность, инициативу, желание общаться не только вербально, но и с помощью жестов, мимики, музыки.
Педагогические технологии: экспериментирование, импровизация, музыкально-дидактическая игра, построение музыкальной деятельности на принципах Карла Орфа: творческого воспитания — разномыслия, из которого в сотрудничестве рождается музыка.
Оборудование: детские музыкальные инструменты – металлофон, тарелки разных размеров, бубен треугольник, детская арфа, цимбалы, самодельные инструменты; пособия и материалы – металлическая посуда (ложки из различных материалов, небольшие кастрюли, крышки от них, связки ключей и гаек, пружинки и пр.
Ход музыкальной деятельности
I. Вводная часть.
Рассказ музыкального руководителя об удивительном мире звуков, который нас окружает.
- Звуков много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот и тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. Каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. А вдруг все звуки исчезнут и наступит полная тишина!
- С металлическими звуками проще всего познакомиться на кухне, здесь есть целый оркестр: ложки, кастрюли, сковородки, крышки от них, металлические банки и красивые расписные подносы. Это очень шумные “особы”, они не любят разговаривать тихо: их яркий, призывный голос с кухни разносится по всей квартире. Если взять две крышки от кастрюль и стукнуть ими друг о друга слышно будет очень далеко. Но можно и с металлической посудой разговаривать вполголоса и даже шепотом.
II. Основная часть.
1. Детское экспериментирование со всеми предметами, имеющимся на занятии.
- Играть можно различными способами: стучать разными палочками, ладонью, пальцами.
Педагог стимулирует фантазию детей вопросом:
- Может быть, здесь живут еще какие-нибудь звуки?» Они сами должны найти способы игры громко и тихо, крещендо и диминуэндо, а также, возможно, и определить от чего это зависит.
Рассказ музыкального руководителя о том, что металлические звуки из бытовых вещей переселились сначала в самые простые музыкальные инструменты: бубен, тарелки, бубенцы, металлофон, а затем во многие концертные.
Детское экспериментирование со струнами на арфе, цимбалах, пластинами металлофона.
- А как еще можно поиграть на этих инструментах?
Дети творчески исследуют темброво-динамические возможности инструментов, учатся изобретательности. Ценится находчивость, юмор.
2. Музыкально-дидактическая игра «Оркестр»
Музыканты исполняют только по одному звуку на своем инструменте друг за другом, сидя в кругу. Дирижер руководит игрой, следя за тем, чтобы в звучании не было пауз. Начинают с темпа, в котором все дети успевают услышать звук соседа и вовремя сыграть свой. Затем темп ускоряют, проходя круг 2-3 раза. Игра способствует развитию концентрации внимания.
3. Исполнение в «посудном оркестре» аккомпанемента к стихотворению Д. Хармса «Веселый старичок»
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха (бубенцы)
Да хе-хе-хе, (ладонью по кастрюле)
Хи-хи-хи (самодельные пробки или арфа)
Да бух-бух, (ладонью по крышке)
Бу-бу-бу (двумя крышками друг о друга)
Да бе-бе-бе (деревянной палочкой по крышке пиано)
Динь-динь-динь (колокольчик рыболовный)
ВСЕ: Да трюх-трюх! (стукнуть по всему, что есть)
4. Импровизация
Создание композиции: поиск разных смешных интонаций, сочетающиеся с забавной мимикой. Дети сами придумают варианты исполнения «хохотальных» слогов. Ребята могут вначале просто исполнять текст ритм, играть метр или аметрично чем-то звенеть. Впоследствии форма расширяется: вставка звуковых импровизаций между двустиший.
Юмористический характер такого музыцирования, его игровая форма зажигают фантазию детей и их желание придумывать все новые варианты озвучивания стихов, которые могут быть бесконечно разнообразны: правильно и неправильно здесь не бывает. Радость от каждого маленького и робкого ростка самостоятельности, желания подать какую-нибудь мысль.
Фантазии с инструментами «Разговор Железного Дровосека и оловянных солдатиков», «Одинокая струна». Педагог даёт детям понять своей мимикой, жестами, что между тарелкой и металлическими палочками действительно может быть бессловесное общение, разговор со своим сюжетом и содержанием. А струна на детской арфе так выразительно способна рассказать о многом (звукоизвлечение пальцами и медиатором).
III. Заключительная часть
1. Полька (играет взрослый) с детским аккомпанементом металлических звуков.
2. Оценка, рефлексия