Ирина Геннадьевна Беркалова
Мероприятие по познавательному развитию «Солнце — большая звезда» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создавать условия для выявления и обобщения представлений детей о Солнце, как звезде, и планетах Солнечной системы.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями – орбита, Солнечная система;
- развивать воображение, память, координацию движений, образное мышление, способность передать свое представление об объектах природы; - в игровой форме вызвать желание смоделировать процессы, происходящие в природе;
Публикация «Мероприятие по познавательному развитию „Солнце — большая звезда“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Солнце, солнышко
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
- воспитывать разностороннюю личность, способность взаимодействовать друг с другом, воспитывать желание оказывать помощь.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, прослушивание музыки, рассматривание картинок, беседа, просмотр видео, игра-моделирование солнечной системы, эксперимент с солнечными часами.
Предварительная работа: чтение и рассматривание книг о космосе, отгадывание загадок, беседы о космосе, рассматривание иллюстраций по теме.
Материалы и оборудование: телевизор;
картинки с изображением звёздного неба, Солнечной системы;
аудиозапись «Звездное небо»;
письмо - послание от инопланетян;
видео «Движение планет вокруг Солнца»;
шапочки с изображением Солнца и планет;
карандаши; макет солнечных часов; фонарь.
Ход НОД:
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
I.Вводная часть
Звучит музыка «Звёздное небо».
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчиках.
- Ребята, какую картину вы себе представляете, прослушивая эту мелодию.
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Загадка:
По тёмному небу
Рассыпан горошек,
Цветной карамели
Из сахарной крошки.
И только тогда,
Когда утро настанет
Вся карамель
Пропадет и растает. Ответы детей.
Отгадывают загадку (Звёзды).
На экране телевизора карта звёздного неба.
- Дети, как Вы думаете, что это? (показывает карту) - Карта ночного звёздного неба.
- Посмотрите, сколько здесь звёзд, попробуйте их сосчитать и вы сразу запутаетесь.
- А где находятся звёзды?
- Вселенная бесконечна, одни звёзды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звёздах. Но всё – равно на звездное небо интересно смотреть, наблюдать за падающими звёздами.
- Ребята, вы знаете названия каких либо звёзд или созвездий?
- Молодцы. Мы с вами поговорили о звездах, а теперь…. Поговорим о ещё одном небесном теле.
Ответы детей (звёзды, звёздное небо).
Во Вселенной, в космосе, в Галактике, в космическом пространстве.
Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярная звезда, Андромеда.
II. Основная часть.
- А о каком теле, вы узнаете, отгадав загадку!
Загадка:
Круглое и яркое,
Дарит всем тепло,
Встало утром рано,
По небу пошло.
Закатилось вечером,
За леском.
Угадайте, дети,
Говорю о чём?
1. Беседа по теме: - Как вы думаете, что такое Солнце?
- Солнце – это большая звезда, огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает. Солнце – намного ближе к нашей планете, чем другие звёзды, поэтому оно выглядит большим. На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.
- Молодцы. А теперь посмотрите на эту карту.
Отгадывают: Солнце.
Высказывают гипотезы.
Показывает карту Солнечной системы
- Это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца.
- Скажите мне, сколько всего планет?
- Ребята, все девять планет постоянно вращаются вокруг солнца. И вместе они образуют Солнечную систему.
- Итак, что же такое Солнечная система?
Обобщает:
- Солнечная система – это звезда Солнце в центре и все планеты, которые вращаются вокруг него.
- Планеты движутся, а что если они столкнутся?
Девять.
Ответы детей.
Высказывают гипотезы.
Постановка проблемы.
Звучит космическая музыка. В группу влетает макет летающей тарелки. Воспитатель берёт предмет и показывает инопланетное послание.
- Ой! Смотрите, ребята, что это?
- Это, видимо, послание от инопланетян! Давайте узнаем, что в нём?
Зачитывает письмо.
«Приветствуем вас, Земляне! Мы хотели бы, чтобы вы помогли нам разгадать тайну солнечной системы. Мы не можем понять, почему при вращении вокруг Солнца планеты не сталкиваются друг с другом. Если вы нам поможете, то мы завяжем с вами дружеские отношения и передадим вам подарки».
- Ну что, ребята, готовы помочь разгадать тайну Солнечной системы?
- Ребята, давайте посмотрим, как движутся планеты Солнечной системы, и попробуем доказать, почему они не сталкиваются между собой.
Просмотр видео о движении планет вокруг солнца.
- Ребята, почему же во время движения вокруг Солнца планеты не столкнулись друг с другом?
- Да, действительно – у каждой планеты свой путь, по которому она движется вокруг солнца. Путь этот называется орбитой.
Словарная работа: Орбита – это путь движения планеты вокруг Солнца.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
2. Игра - моделирование “Движение планет”.
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. И как все игры, она имеет определённые правила. Игра называется «Движение планет».
Я буду исполнять роль большой звезды, которая находится в центре Солнечной системы. Что это за звезда? Да. Правильно, Солнце. А вы будете планетами солнечной системы.
Надевает шапочки с изображением планет на головы детей.
Под музыку планеты начинают движение вокруг солнца. Как вы думаете, каким будет самое главное правило?
- Конечно же, не столкнуться друг с другом. Вы должны обойти вокруг Солнца и остановиться на том месте, где начинали свой путь. Когда все планеты вернуться на место старта – игра закончена.
Все планеты движутся с разной скоростью, поэтому не стоит ни перегонять, ни догонять друг друга.
Под музыку проводится игра.
- Ребята, почему же при движении вокруг солнца вы не столкнулись?
- Вывод: Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите и поэтому они не сталкиваются между собой.
- Как вы думаете, мы смогли разгадать тайну Солнечной системы? Подходят к воспитателю.
Ответ: Солнце.
Высказывают гипотезы.
Выполняют движение вокруг Солнца.
Ответы детей.
Ответы детей.
3. Эксперимент «Солнечные часы».
- Сегодня мы много говорили о Солнце, а давайте попробуем сделать Солнечные часы, чтобы наблюдать за изменениями движения Солнца.
- Подойдите к столам.
На столе макет солнечных часов и простые карандаши на каждого ребёнка.
- С помощью этих часов мы будем наблюдать за изменением положения солнца, в этом нам поможет тень, которую отбрасывают все предметы, освященные солнцем.
Воспитатель обходит вокруг стола и детей, фонарём (солнцем) светит на карандаш, от него отражается тень.
- Солнце движется – тень появляется в другом месте. Вот так вы сможете наблюдать за движением солнца.
Подходят к столам.
Дети карандашом отмечают на круге место, где останавливается тень.
III. Заключительная часть (рефлексия).
- Что же такое Солнце?
- Что такое Солнечная система?
- Что такое орбита?
- Молодцы! Как много вы уже знаете о космосе, о Солнечной системе!
- Мы разгадали тайну Солнечной системы, и инопланетяне передали вам подарки.
Раздаёт медальки детям.
Солнце – это большая звезда.
Солнце и планеты образуют Солнечную систему.
Путь, который проходит планета, вращаясь вокруг Солнца.