Евгения Риванова
Ментальные карты в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Ментальные карты в работе с дошкольниками
Тенденция современного общества обуславливает необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, которые будут способствовать интенсификации процесса обучения. В связи с этим объективная реальность современно общества не позволяет нам работать по-старому. Приходится осваивать новые понятия, терминологию, возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.
Публикация «Ментальные карты в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Метод ментальных карт (МК) оказывается очень простым, доступным средством донесения информации не только для взрослых, но и для детей школьного и дошкольного возраста.
Автор метода МК Тони Бьюзен, Валентина Михайловна Акименко адаптировала метод и ввела его в практику дошкольного периода в работе с детьми с ТНР.
Так что же такое ментальные карты? Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Цель метода создание новых идей, фиксация этих идей, анализ и упорядочение информации, принятых решений. Имея радиантную структуру МК позволяют представлять информацию быстрее, нагляднее, чем линейное письмо. Рисунки, графические образы, изображения, вызывающие ассоциативный ряд позволяют легче запомнить и быстрее воспроизвести информацию.
Принципы построения МК достаточно просты и доступны любому специалисту ДОУ:
1. Горизонтальное расположение. Это объясняется близостью такой формы с природой. Человеческий глаз лучше воспринимает прмоугольник.
2. Слова располагаются горизонтально.
3. В центе главный элемент тема,цель.
4. Яркость. Используется 3 и более цветов.
5. Картинки.
6. Графических элементов должно быть больше чем слов.
7. Цветов, фактур, стрелок, различных линий должно быть много.
8. Письмо печатными буквами Исходя из этого МК должна быть яркой, эмоциональной, но в то же время она должна быть чистой и ясной.
Из опыта работы могу сказать, что есть темы, которые детям "даются" достатостаточно тяжело, в силу ограниченности представлений. Применять данный метод в группе детей среднего дошкольного возраста я начала спонтанно. Дети в свои 4 года имели ограниченные знания о птицах и работа "закипела". Сейчас мы рассмотрим одну из таких карт по теме "Птицы". Итак, мы знаем, что птицы бывают домашние и дикие (они подразделяются в свою очередь на зимующих и перелетных). С помощью имеющегося у детей опыта мы имеем возможность определить чем питаются птицы, с помощью взрослых мы определяем, какую пользу приносят пернатые людям и как мы, в свою очередь, оберегаем их и т. д. Говорить о том, что это "однаразовая" работа будет не правильно, так как темы цикличны на протяжении дошкольного возраста. Со временем карта заполняется все новыми и новыми данными, которые дети имеют возможность узнать из множества источников (познавательные передачи, мультфильмы, общение со взрослыми, собственные наблюдения)
Таким образом, метод МК позволяет нам добиться значительных результатов. А именно:
-расширяется активный и пассивный словарь;
- происходит постоянная работа над грамматическим строем речи;
- благодаря цикличности тем МК позволяют использовать ее не единыжды, добавлять информацию;
- дети начинают осознанно пользоваться речью;
- происходит взаимодействие правого и левого полушарий;
- визуализация;
- увеличивается объем памяти;
-ассоциативное мышление (образами)- преобладает в дошкольном возрасте;
- развиваются позитивные качества характера.
Мой опыт работы пригодится специалистам работающим с детьми ОВЗ, в инклюзии. К примеру, детям с нарушением речи очень часто бывает сложно сформулировать мысли, подобрать слова к своему высказыванию, а еще и правильно грамматически оформить свой доклад. Благодаря введению в работу данных карт даже самые молчаливые детки начали проявлять активность, им легче оформить свои мысли, постепенно проходит речевая боязнь.