Анна Арнаутова
Ментальные карты Тони Бьюзера в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Ментальные карты Бьюзена - ассоциативный метод активизации мышления
Всем доброго времени суток! В начале хочу рассказать почему меня заинтересовал метод Тони Бьюзера. Все, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный объект дают толчок нашим мыслям, возникают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируется воображение. Так работает ассоциативное мышление. Еще Аристотель указывал на ценность ассоциаций и их роль в запоминании новой информации и мыслительном процессе. К сожалению, чаще всего, ассоциации возникают непроизвольно, спонтанно, неожиданно даже для самого человека.
Темочки:
- Интеллект-карты. Ментальные карты Тони Бьюзена
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Темочки
Мышление с помощью ассоциаций находится за пределами логики.
Многие из них просто возникают в голове в ответ на картинку, заботливо предложенную воображением. Но именно развитие ассоциативного мышления благоприятно влияет на:
осознание принципов работы логики,
развитие воображения,
восприятие смысловых связей,
память.
Ассоциативное мышление можно развить, сделать его более осознанным, целенаправленным, управляемым.
Методы управления процессом генерирования ассоциаций
«Поле ассоциаций»
Ментальные карты
Т. Бьюзен доказывает, что стремление построить линейный алгоритм решения проблемы только мешает мышлению, снижает интеллектуальный потенциал и мнемические способности человека. Мы не будем столь категоричны, все же метод алгоритма, как способ решения мыслительных задач зарекомендовал себя как достаточно эффективный. Но, если говорить о действительно творческом мышлении, то следует признать, что подчиняется оно другим законам, и в нем процесс генерирования ассоциаций играют важнейшую роль.
Радиантное мышление позволяет человеку подключить к решению проблемы информацию из совершенно разных областей и избежать столь распространенного явления, когда мысль мечется в рамках одного ассоциативного пространства, и человек не в состоянии посмотреть на проблему по-новому, увидеть нестандартное решение. Т. Бьюзен разработал очень интересный и во многих отношениях полезный способ активизации радиантного мышления – составление интеллект-карт.
Интеллект-карта имеет четыре существенные отличительные черты:
1. объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;
2. основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;
3. ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д. ;
4. ветви формируют связанную узловую систему.
В начале недели я погружаю детей в тему, применяя этот метод. Адаптировав его к возрастным возможностям детей, с помощью этого приема решаю следующие задачи:
- формировать навыки запоминания информации
- формировать навыки систематизации информации
- учить приемам пиктографического письма
- воспитывать умение высказываться только в рамках обсуждаемой темы.
Когда дети угадывают какая будет тема недели, мы решаем как ее нарисовать, или я рисую что то неправильно, чтобы активизировать их внимание. Первый вопрос :"Что мы знаем о. " ("Что мы знаем о транспорте) Ребята накидывают варианты (он движется,есть такой, который работает на электричестве, мы можем играть им, а почему у вертолета колеса не отламываются, когда он приземляется? интересно про ракету узнать) я их обобщаю и вывожу в одну ветвь, продолжая знакомить со способами классификации. Среди детских ответов или вопросов, наверняка будет тот, который станет мотивацией и позволит мне выйти к запланированному занятию с пониманием уровня знаний детей по теме, а главное их интересов. Карта располагается на доске для напоминания о том, что мы хотели узнать и сделать.

b]