Наталья Пилипенко
Роль дидактических игр в профориентационной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации. Для того чтобы, воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о пользе, результатах труда.
Публикация «Роль дидактических игр в профориентационной работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Работа в нашей ДО по ознакомлению детей с профессиями взрослых реализуется в соответствии с принципами воспитания у детей позитивного отношения к труду: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является дидактическая игра. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению.
С целью ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями : врача, продавца, водителя, парикмахера, пожарного, строителя оформлено пособие - напольные папки-передвижки «В мире профессий» и разработана к ним серия дидактических упражнений и игр. Это большая папка, которую ребёнок может удобно разложить на столе, поставить на пол, или на стол и просмотреть все ее содержимое. В каждой папке на титульной стороне расположена сюжетная картинка, для составления по ней рассказа, на обратной стороне – картотека дидактических игр и упражнений.
Первый этап работы с папками – передвижками предполагает знакомство с ними, с материалом, который находится в них.
На втором этапе происходит закрепление материала. В любое удобное время ребенок просто открывает папку и с радостью повторяет пройденный материал, организовывает игры. Данное пособие может применяться в работе с детьми как индивидуально, так и подгруппой: в совместной и самостоятельной деятельности
Работа с напольными папками: развивает творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет вариативно использовать игровые задания; возможность добавлять новые задания в «кармашки», позволяет интегрировать разные виды детской деятельности (речевую, познавательную, игровую); формирует позитивное отношение к труду взрослых.
А игра по типу «Домино» - «Профессии» состоит из двух комплектов. В первый комплект «Домино» входят картинки с изображением представителей профессий и инструментов, во второй комплект: представители профессий и место работы.
Играть в игру могут от 1 до 9 человек. Умение работать в команде очень актуально. Команда может решить задачи, которые для одного человека слишком сложны и трудоемки, тем самым можно варьировать идеи, процесс ознакомления и закрепления материала.
Во время игры участники выстраивают цепь из карточек, соприкасающихся половинками с изображением представителей профессий и соответствующих инструментов. Задача играющих, как можно быстрее соединить карточки в цепочку, а затем объединиться в так называемый «хоровод профессий».
В процессе игры можно задавать разные вопросы поискового характера. Например: «Назови инструменты», «Как вы думаете, люди какой профессии используют в работе данный инструмент?», «Подумайте и назовите место работы врача, парикмахера».
Список литературы
Давидчук, А. Н., Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие - М. : Сфера, 2013. - 176 c.
Нищева Н. В., Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 368 c.
Пасечникова Т. В., методист ЦПО Самарской области. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара: Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
Панова Е. Н., Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1 / Е. Н. Панова. - М. : ТЦ "Учитель", Лакоценин С. С., 2007. - 111 c.