Рымарь Анна Сергеевна
Механизмы нарушений при дизорфографии
▼ Скачать + Заказать документы
Механизмы нарушений при дизорфографии
Существенной для диагностики и организации психолого-педагогической коррекции дисграфии представляется ее дифференциация с позиции развития дефекта, предложенная С. Ф. Иваненко (1984).
Автор выделила следующие четыре группы нарушений письма (и чтения) с учетом возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушений и специфики их проявлений:
1. Трудности в овладении письмом.
Показатели: нечеткое знание всех букв алфавита; сложности при переводе звука в букву и наоборот, при переводе печатной графемы в письменную; трудности звукобуквенного анализа и синтеза; чтение отдельных слогов с четко усвоенными печатными знаками; письмо под диктовку отдельных букв. Диагностируются в первом полугодии первого года обучения.
2. Нарушение формирования процесса письма
Показатели: смешения письменных и печатных букв по различным признакам (оптическим, моторным); трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда; затруднения при слиянии букв в слоги и слиянии слогов в слово; чтение побуквенное; списывание письменными буквами с печатного текста уже осуществляется, но самостоятельное письмо находится в стадии формирования.
Типичные ошибки в письме: написание слов без гласных, слияние нескольких слов или же их расщепление. Диагностируется во втором полугодии первого и в начале второго года обучения.
3. Дисграфия.
Показатели: стойкие ошибки одного или разных видов. Диагностируется во втором полугодии второго года обучения.
4. Дизорфография.
Показатели: неумение применять в письме орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения; большое количество орфографических ошибок в письменных работах. Диагностируется на третьем году обучения
Дизорфография проявляется как изолированно, так и в структуре сложного нарушения – общего недоразвития речи. Нарушения усвоения правописания у младших школьников с ОНР часто сочетаются с нарушениями устной и письменной речи.
Дизорфография – это нарушения усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленные недостаточным развитием речевых и психических функций.
Причины дизорфографии
Говоря о предпосылках нарушений письма, исследователи обращают внимание на их неоднородность и многообразие.
В логопедии дизорфографию принято рассматривать и изучать комплексно, с точки зрения педагогического, медицинского и психологического аспектов.
Выделяют следующие группы этиологических факторов:
• Нарушения устной и письменной речи. В дошкольном периоде у детей-дизорфографиков часто отмечается функциональная дислалия либо стертая дизартрия, а на момент поступления в школу обычно имеет место нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Возникновению дизорфографии может предшествовать дисграфия, однако сложности освоения орфограмм могут проявляться и изолированно.
• Отягощенный соматический статус. В неврологическом анамнезе у детей выявляется резидуально-органическое поражение ЦНС, объясняющее патоморфологические механизмы трудностей обучения грамоте. К группе риска также относятся часто болеющие дети младшего школьного возраста.
• Школьная незрелость. Чаще всего о ней можно говорить в контексте раннего начала школьного обучения (с 6-6,5 лет, психосоматической ослабленности или педагогической запущенности ребенка. Это приводит к незавершенности созревания определенных мозговых структур и психических функций на момент начала обучения. Дизорфографию может инициировать перегруженность младших школьников учебным материалом.
Патогенез (механизм)
В основе дизорфографии лежат трудности овладения морфологическим (морфемным) и традиционным принципами письма.
Морфемный принцип базируется на одинаковом написании частей слова в сильной и слабой позиции (например, в ударном и безударном положении); в этих случаях правописание может быть объяснено правильно подобранным проверочным словом.
Традиционный принцип орфографии предполагает запоминание словарных (непроверяемых) слов с опорой на проговаривание, речедвигательную и кинестетическую память.
Трудности овладения орфографическими навыками в начальном звене школы объясняются следующими механизмами:
• Несформированностью языковых функций. Уровень речевого развития учеников с дизорфографией характеризуется ограниченным набором лексических единиц, недостаточным владением навыками словообразования и словоизменения, неуточненностью фонематических представлений, стойким аграмматизмом в устной речи.
• Несформированностью ВПФ. Предпосылками для возникновения орфографических ошибок выступают неоконченная латерализация речевых функций, дефицит произвольного внимания, нарушение речеслуховой памяти. Среди других неречевых навыков у дизорфографиков недостаточно развиты динамический мануальный праксис, способность к классификации и систематизации, познавательная активность.
Логопеды, занимающиеся изучением дизорфографии, указывают на неразвитость у детей чувства языка и языкового мышления, неполноценность самоконтроля в процессе письма, нарушение речемыслительной деятельности. В таких условиях ребенок оказывается не готовым к практическому применению выученных орфографических правил, подбору родственных и заучиванию словарных слов.
1. Низкий уровень развития лексико-семантического, морфологического, словообразовательного, синтаксического компонентов языковой способности, а также недостаточная сформированность многих неречевых психических функций.
2. Ограничен объем лексических единиц,
недостаточно сформирована семантическая структура слова, нарушена взаимосвязь между элементами лексико-семантической системы, отмечаются
трудности актуализации лексики, оперирования
лексическими единицами в процессе порождения речи.
Дизорфография — это расстройство письма, при котором у человека возникают трудности с правильным написанием слов, что не связано с недостатком интеллекта или обучением. Механизм нарушения при дизорфографии может включать несколько аспектов:
Фонетические проблемы: Нарушения в восприятии и анализе звуковой структуры слов могут привести к ошибкам при написании, особенно в словах с непростой фонетикой.
Дислексия: У людей с дизорфографией часто наблюдаются сопутствующие нарушения чтения, такие как дислексия, что усугубляет проблемы с письмом.
Нарушения письма: Это могут быть проблемы с графическим оформлением, такие как трудности с копированием, оформлением букв, а также с автоматизацией процесса письма.
Когнитивные нарушения: Понимание грамматики, структуры слова и правил орфографии может быть затруднено, что также приводит к ошибкам.
Проблемы с памятью: Затруднения в запоминании правильного написания слов и правил орфографии.
Моторные нарушения: Невозможность координировать движения рук, что приводит к неаккуратному письму и ошибкам.
Психологические факторы: Стресс, низкая самооценка и другие эмоциональные проблемы могут ухудшать состояние человека и способствовать возникновению ошибок в письме.
Эти механизмы могут проявляться по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека. Для диагностики и коррекции дизорфографии важно проводить комплексное обследование и применять разнообразные методы обучения и терапии.