Марина Соловьёва
Проект «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема работы: «Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми»
- Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой привели к тому, что проблема стала одной из самых актуальных проблем современности.
Публикация «Проект „Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. - На современном этапе развития нашего общества происходит отчуждение детей от природы. Современные дети, особенно жители городов, редко общаются с природой. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. И поэтому так важно уже в этот период формировать у детей основы бережного отношения к природе.
- Актуальным становится поиск комплекса условий: содержания, средств, методов экологического образования, обеспечивающих преодоление отчужденности современных детей от окружающей природы, восприятие экологических проблем как гуманных, и в конечном итоге обеспечивающих развитие экологической культуры как нравственного ориентира во взаимодействии с природой, так и во взаимоотношениях с детьми и взрослыми.
В начале учебного года нами было проведено диагностическое обследование. Мониторинг включал в себя задания на выявление уровней сформированности бережного отношения к природе :
3. На слайде показаны результаты обследования:
- общие представления о природе нашего края : высокий уровень-16%, средний-40%, низкий-44%.
- отношение к природе : высокий уровень-20%, средний-40%, низкий-40%.
-практическая деятельность : высокий уровень-12%, средний-36%, низкий-52%.
Результаты мониторинга показали преобладание среднего и низкого уровней сформированности отношения к природе. У детей имеются общие представления о природе, о некоторых правилах поведения в природе, но недостаточно представлений о природе нашего края и недостаточно развита познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность.
Выход из создавшегося положения мы нашли в разработке проектной деятельности по формированию бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми.
4. Мы считаем, что метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующих решению нашей проблемы.
5. Исходя из проблемы детей обозначилась цель проекта :
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития при формировании бережного отношения к природе у старших дошкольников в совместной деятельности со взрослыми в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта.
6. Поставлены задачи:
- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей
- Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о природе нашего края, познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе.
7. этапы работы:
На 1 этапе работы была предварительная работа с детьми и родителями, анкетирование родителей, создание условий для продуктивной деятельности, составление календарно-тематического планирования.
На 2 этапе работы реализовывали основные виды деятельности по направлениям проекта, процесс поисковой деятельности, сбор и накопление материала.
На 3 этапе работы обобщение результатов проекта в самой различной форме, анализ, закрепление полученных представлений, формулировка выводов, презентация проекта, открытое мероприятие.
8. Основные направления деятельности проекта. Проект реализуется в 3 блоках:
- непосредственно- образовательная деятельность
- совместная деятельность со взрослыми
- самостоятельная деятельность детей
Первый блок содержал НОД, сюда входили познавательно-речевые, комплексные, практическая деятельность, включающая элементы познавательной, игровой, трудовой, поисково-исследовательской деятельности, моделирования. Цикл этих занятий позволил подвести детей к тому, что природу нужно охранять, заботиться ухаживать за ней.
9. На НОД ОО «Познание» по теме «Через добрые дела можно стать юным экологом», мы ввели экологический стенд «Панорама добрых дел», В стенде мы отмечали все хорошие, добрые, трудовые дела по отношению к природе и живым объектам. Дети получали похвальные очки, которые сами вклеивали в свой лучик с фотографией. Например, в практической продуктивной деятельности моделировали «Оживи дерево», как помочь сухому и «несчастному» дереву. Дети предлагали разные способы, для оживления дерева: полить, взрыхлить землю вокруг, обрезать сухие ветки, замазать ранки, поговорить с деревом. В результате практической деятельности детей дерево стало «счастливым».
10. Проводили интересные опыты: «Как понять что растению плохо», «Сколько воды нужно растениям». Дети сначала внимательно осматривали растение. находили признаки нездорового их состояния, делали выводы о недостатке каких-либо условий, находили способ оздоровления. Выяснили, что вода - очень ценный продукт, что без воды растение погибнет, но и излишек воды губителен для растений, прежде чем поливать растение надо проверять землю.
11. Проводили исследовательскую деятельность : «Какие условия нужны для роста луковиц» : рассмотрели луковицы, сравнили, уточнили условия для роста, наклеили на баночки цветовые кружки, обозначающие различные условия для прорастания. Поставили луковицы в разные места: А-свет, тепло, вода; Б-свет, холод, вода; В-тепло, вода, темнота; Г-свет, тепло, без воды. Дети наблюдали за луковицами и делали зарисовки в «Дневнике наблюдений»
12. Тесно сотрудничали с эколого-биологической станцией: Цикл наблюдений за живыми объектами в природе. На первой экскурсии мы наблюдали за животными: особенности внешнего строения, поведение животных, их повадки, как приспособились к условиям жизни.
13. На второй экскурсии мы наблюдали за птицами: условия жизни птиц нашей местности, роль человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в мини-зоопарках.
14. На следующей экскурсии мы наблюдали за рыбками: особенности внешнего строения, как дышат, как передвигаются, как рыбы отдыхают и спят. Цикл экскурсий в эколого-биологической станции, помог детям расширить представления о животных нашего края, о взаимосвязи живых организмов и человека, о бережном и заботливом отношении сотрудников к животным.
Совместная деятельность со взрослыми включала в себя разные формы организации детей.
15. Мы целенаправленно развивали у детей самостоятельные навыки труда через «огород на окне» : посадили с детьми лук, петрушку, укроп, перцы, баклажаны, помидоры. Дети наблюдали за огородом, замечали изменения и зарисовывали увиденное в дневник наблюдений.
16. Проводили игры-экспериментирования: «Что такое воздух», «Волшебница вода», «Удивительное свойство воды». Дети расширяли представления о воде, воздухе в жизни человека и других обитателей природы, развивали познавательно-исследовательскую активность в процессе экспериментальной деятельности. 17. Организовывали экскурсии в библиотеку, где каждый месяц проходили мероприятия разные темы: «Уроки тетушки Совы», «Лесные путешественники», «Ребятам о зверятах», «Про больших и маленьких». На каждой экскурсии дети узнавали что-то новое: о природе нашего края, о животных и растениях нашей местности, узнали о назначении Красной книги, о правилах поведения в природе.
18. Организовывали совместно с родителями игротеку на тему «Стань другом природы» :
- активно включала в игротеку каждого ребенка
- детям предлагала самостоятельный выбор «ролевых карточек» :
«ведущего» - хорошо знать правила игры, уметь правильно задавать вопросы, следить за выполнением правил игры.
«партнера» - четко знать правила игры, уметь договориться друг с другом.
«ученика» - не допускать ошибок, играть до конца, выслушивать друг друга до конца, не перебивая.
«учителя» - знать правила игры и уметь объяснить их, обучить новой игре, уметь правильно задавать вопросы, следить за выполнением правил игры.
- дети учились самостоятельно выбирать оценочные фишки: инициативность (сам захотел, включился в игру); процесс игры (не допустил ни одной ошибки, в игру доиграл до конца); умение взаимодействовать друг с другом (справился с выбранной ролью, выслушивали друг друга до конца, не перебивая).
- включали «игротеку напрокат» с родителями, с другими детьми из другой группы.
- «домашняя мастерская» - совместное изготовление детьми и родителями игр и атрибутов к ним.
19. В самостоятельной деятельности мы использовали все виды детской деятельности, предполагающие общение со сверстниками: создали соответствующую предметно-развивающую среду, где, дети, общаясь со сверстниками, играли в творческие игры, дидактические игры, подвижные игры на тему о природе. Делали зарисовки о природе, для книжек-самоделок. Вели дневники наблюдений за объектами в природе, устраивали творческие мастерские по изготовлению продуктов детского творчества.
20. Система работы по теме дала динамику развития детей подготовительной группы:
- общие представления о природе : детей высокого уровня увеличилось до 68%, среднего -32%, низкого нет
- отношение к природе стало более осознанно и эмоционально в оценке своего поведения: высокий уровень -72%, средний -28%, низкого нет
- умения и навыки в практической деятельности детей высокого уровня увеличились до 78%, среднего до 22%, низкого нет.
Выпускники 2014 года хорошо подготовлены в школу: высокий уровень – 76%, средний уровень – 24%, низкого нет.
Данный опыт утвержден на педагогическом совете детского сада и предложен для распространения на семинаре-практикуме воспитателям.
21. Цель проекта была достигнута, ожидаемый результат подтвердился:
- обогащение представлений дошкольников о природе нашего края
- освоение детьми основополагающих форм упорядочения опыта : причинно-следственных, родо-видовых (классификационных, пространственных и временных отношений
- развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений
- повышение уровня экологической культуры у родителей воспитанников.
22. Созданы продукты проекта :
- Дневники наблюдений: за природой, за «огородом на окне», за прорастанием луковиц, за домашними питомцами.
- Панно: «Животные нашего края», «Растения и цветы», «Животные и их детеныши», «Птицы».
- Альбомы, книжки-самоделки: «Природа нашего края», «Мое любимое животное», «Домашний питомец», «Кто живет в аквариуме».
- Игры-макеты: «Скотный двор», «Птичий дом», «Лес и его обитатели», «Домик в деревне».
- Дидактические игры: «Правила в природе», «Знаки природы», «Четвертый лишний», «Природа и дети».
- Посвящение в «Юные экологи».
23. Мы считаем, что такой подход в работе с детьми очень важен и нужен, так как уже в дошкольном возрасте необходимо начинать закладывать первые основы природоиспользования, включать детей в доступные ресурсосберегающие виды деятельности, вырабатывать у них экологически правильное поведение в окружающем мире.
Благодарю за внимание!