Татьяна Алексеевна Мелешко
Обобщение опыта «Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Проблема
Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой можно проследить практически на каждом этапе исторического развития. Человек, как вид и объект природы, появился на определенном этапе существования биосферы и никогда не потеряет связь со средой обитания. Именно поэтому он обязан выполнять в планетарном механизме такую же перерабатывающую функцию, как и любой другой живой организм.
Публикация «Обобщение опыта „Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Безусловно, существование человечества невозможно без воздействия на окружающую природу, без расходования ее ресурсов. Но преобразование природы должно заключаться в разумном ее использовании в интересах живущих сейчас и будущих поколений. А это невозможно без воспитания нового, качественно отличного от прежнего отношения к природе, выработки новой морали.
В настоящее время регуляция отношений человек – природа приобретает нравственную основу, в результате чего создается новый тип социальных отношений.
Проблема формирования образа совершенства отношений общества и природы, характеризующегося определенным способом мышления и деятельности каждого конкретного человека, рассматривается как одна из актуальных в философско-педагогической литературе (Л. И. Василенко, Э. В. Гирусов, Н. Н. Моисеев, В. В. Николина и др.).
Проанализировав научную литературу, я согласна с точкой зрения С. В. Комова, который утверждал, что к числу основных факторов дестабилизации природной среды, наряду с глобальными и внутриполитическими и экономическими проблемами, отнесен и низкий уровень экологического сознания и культуры населения стран. Начинать формировать бережное и заботливое отношение к природной среде необходимо как можно раньше, а именно начиная с дошкольного детства. Именно экологическое образование является необходимым условием перехода на ступень устойчивого развития, может стать ключевым, системообразующим направлением всей существующей системы образования.
Актуальность воспитания бережного, заботливого отношения к природе определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений подрастающего поколения с природой, ценностного отношения к ней и организации практической деятельности в природной среде.
В «Национальной доктрине образования РФ», «Федеральной программе развития образования», «Экологической доктрине РФ» и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется экологическое мировоззрение, сознание и мышление личности.
Это обусловливает приоритет экологического образования подрастающего поколения, целью которого является формирование экологического сознания и рационального взаимоотношения личности с окружающей природой.
По результатам диагностической работы я выяснила что уровень знаний детей дошкольного возраста о природе, интерес к ее познанию также недостаточно выражен, а без этого невозможно воспитать у ребенка стремление заботиться о природной среде, быть ее частью.
Родители зачастую в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста во главу угла ставят лишь знаниевый компонент, забывая какие возможности и потенциал для воспитания и развития ребенка дает окружающая природная среда. Наличие знаний еще не может говорить о формировании осознанного отношения к чему-либо, в том числе и к окружающей нас природной среде. Обязательным условием для становления гармонично развитой личности является воспитание нравственных качеств ребенка, в том числе бережного и заботливого отношения к природе.
Пути решения проблемы
- создать развивающую среду группы для формирования у детей дошкольного возраста интереса к познанию окружающей природной среды и ее объектов, формирование целостного представления о природе, как среде, в которой живет человек;
формировать бережное отношение к природе через приобщение детей дошкольного возраста к элементарным действиям, способствующим воспитанию заботы об окружающей природной среде;
- осуществлять ознакомление дошкольников с природно-экологическим разнообразием России в целом, и малой родины, в частности;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к природе и ее объектам;
- воспитывать чувство гордости за Россию, умения видеть красоту природы своей родины.
В портфолио я поместила следующие материалы:
1. Рабочая программа воспитателя для работы с детьми в подготовительной группе. Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. В 2012 году разработала и внедрила в работу проект «Мой любимый край» этот проект позволил детям усвоить сложный природоведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой, продолжительность - 2 месяца; участники проекта: воспитатель, дети, родители.
3. В 2013 году разработала и внедрила в работу проект «Природа России». Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию у детей ценностного отношения к природе своей страны, систематизация знаний об объектах природы. Вид проекта: информационно-творческий; длительный-3 месяца; участники проекта: дети родители, воспитатель.
4. В 2014 году разработала и внедрила в работу проект «Братья наши меньшие». Цель проекта: уточнить знания детей о животном мире России и малой родины, воспитывать бережное и заботливое к ним отношение. Тип проекта – обучающий, исследовательский, игровой; Продолжительность – краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
5. В портфолио я поместила «Обобщения опыта». Его я защищала на базе МБДОУ «ДС КВ «Брусничка» в 2014 году. Здесь я описала методы и приёмы, которыми пользуюсь в работе с детьми, межпредметные связи, работу с родителями и педагогами, отобразила проблему и возможные пути её решения, систему работы, которая включает принципы и компоненты работы.
6. В портфолио вошли также материалы, отображающие мониторинг и диагностику за последние три года, свидетельствующие о положительной динамике развития детей за меж аттестационный период. В портфолио вошли справки подтверждающие отсутствие травматизма за этот период. Справка о среднем количестве дней пропущенных по болезни одним воспитанником и средний процент посещаемости детьми группы за учебный год (без учёта летнего периода).
• В портфолио вошли материалы, подтверждающие мою работу с родителями. Работа ведё тся систематически и планомерно и выражается в использовании разных форм работы:
• консультации,
• родительские вечера,
• беседы с родителями,
• круглые столы,