МААМ-картинки

Обобщение опыта «Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе»

Татьяна Алексеевна Мелешко
Обобщение опыта «Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Проблема

Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой можно проследить практически на каждом этапе исторического развития. Человек, как вид и объект природы, появился на определенном этапе существования биосферы и никогда не потеряет связь со средой обитания. Именно поэтому он обязан выполнять в планетарном механизме такую же перерабатывающую функцию, как и любой другой живой организм.

Публикация «Обобщение опыта „Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе“» размещена в разделах

Безусловно, существование человечества невозможно без воздействия на окружающую природу, без расходования ее ресурсов. Но преобразование природы должно заключаться в разумном ее использовании в интересах живущих сейчас и будущих поколений. А это невозможно без воспитания нового, качественно отличного от прежнего отношения к природе, выработки новой морали.

В настоящее время регуляция отношений человек – природа приобретает нравственную основу, в результате чего создается новый тип социальных отношений.

Проблема формирования образа совершенства отношений общества и природы, характеризующегося определенным способом мышления и деятельности каждого конкретного человека, рассматривается как одна из актуальных в философско-педагогической литературе (Л. И. Василенко, Э. В. Гирусов, Н. Н. Моисеев, В. В. Николина и др.).

Проанализировав научную литературу, я согласна с точкой зрения С. В. Комова, который утверждал, что к числу основных факторов дестабилизации природной среды, наряду с глобальными и внутриполитическими и экономическими проблемами, отнесен и низкий уровень экологического сознания и культуры населения стран. Начинать формировать бережное и заботливое отношение к природной среде необходимо как можно раньше, а именно начиная с дошкольного детства. Именно экологическое образование является необходимым условием перехода на ступень устойчивого развития, может стать ключевым, системообразующим направлением всей существующей системы образования.

Актуальность воспитания бережного, заботливого отношения к природе определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений подрастающего поколения с природой, ценностного отношения к ней и организации практической деятельности в природной среде.

В «Национальной доктрине образования РФ», «Федеральной программе развития образования», «Экологической доктрине РФ» и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется экологическое мировоззрение, сознание и мышление личности.

Это обусловливает приоритет экологического образования подрастающего поколения, целью которого является формирование экологического сознания и рационального взаимоотношения личности с окружающей природой.

По результатам диагностической работы я выяснила что уровень знаний детей дошкольного возраста о природе, интерес к ее познанию также недостаточно выражен, а без этого невозможно воспитать у ребенка стремление заботиться о природной среде, быть ее частью.

Родители зачастую в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста во главу угла ставят лишь знаниевый компонент, забывая какие возможности и потенциал для воспитания и развития ребенка дает окружающая природная среда. Наличие знаний еще не может говорить о формировании осознанного отношения к чему-либо, в том числе и к окружающей нас природной среде. Обязательным условием для становления гармонично развитой личности является воспитание нравственных качеств ребенка, в том числе бережного и заботливого отношения к природе.

Пути решения проблемы

- создать развивающую среду группы для формирования у детей дошкольного возраста интереса к познанию окружающей природной среды и ее объектов, формирование целостного представления о природе, как среде, в которой живет человек;

формировать бережное отношение к природе через приобщение детей дошкольного возраста к элементарным действиям, способствующим воспитанию заботы об окружающей природной среде;

- осуществлять ознакомление дошкольников с природно-экологическим разнообразием России в целом, и малой родины, в частности;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к природе и ее объектам;

- воспитывать чувство гордости за Россию, умения видеть красоту природы своей родины.

В портфолио я поместила следующие материалы:

1. Рабочая программа воспитателя для работы с детьми в подготовительной группе. Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. В 2012 году разработала и внедрила в работу проект «Мой любимый край» этот проект позволил детям усвоить сложный природоведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой, продолжительность - 2 месяца; участники проекта: воспитатель, дети, родители.

3. В 2013 году разработала и внедрила в работу проект «Природа России». Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию у детей ценностного отношения к природе своей страны, систематизация знаний об объектах природы. Вид проекта: информационно-творческий; длительный-3 месяца; участники проекта: дети родители, воспитатель.

4. В 2014 году разработала и внедрила в работу проект «Братья наши меньшие». Цель проекта: уточнить знания детей о животном мире России и малой родины, воспитывать бережное и заботливое к ним отношение. Тип проекта – обучающий, исследовательский, игровой; Продолжительность – краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

5. В портфолио я поместила «Обобщения опыта». Его я защищала на базе МБДОУ «ДС КВ «Брусничка» в 2014 году. Здесь я описала методы и приёмы, которыми пользуюсь в работе с детьми, межпредметные связи, работу с родителями и педагогами, отобразила проблему и возможные пути её решения, систему работы, которая включает принципы и компоненты работы.

6. В портфолио вошли также материалы, отображающие мониторинг и диагностику за последние три года, свидетельствующие о положительной динамике развития детей за меж аттестационный период. В портфолио вошли справки подтверждающие отсутствие травматизма за этот период. Справка о среднем количестве дней пропущенных по болезни одним воспитанником и средний процент посещаемости детьми группы за учебный год (без учёта летнего периода).

• В портфолио вошли материалы, подтверждающие мою работу с родителями. Работа ведё тся систематически и планомерно и выражается в использовании разных форм работы:

• консультации,

• родительские вечера,

• беседы с родителями,

• круглые столы,

Публикации по теме:

Макеты в уголке природыМакеты в уголке природы Вот такие макеты разных климатических зон я и моя коллега изготовили в уголок природы в нашей группе. Основной задачей данных макетов является.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе»
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 08:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта «Влияние знаний о живом на воспитание бережного и заботливого отношения к природе»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алексеевна Мелешко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД