Любовь Гюльзадян
Программа дополнительного образования по изодеятельности для дошкольников 4–5 лет с ООП
▼ Скачать + Заказать документы
Разработано совместно с воспитателем КГКП я/с «Колобок» г. Сарани
Иконниковой Н. А.
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы «Солнечный круг» направлена на создание системы комплексной помощи детям с особыми нуждами в развитии творческих и коммуникативных способностей, и их социальную адаптацию.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Публикация «Программа дополнительного образования по изодеятельности для дошкольников 4–5 лет с ООП» размещена в разделах
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображенному. Ребенок в процессе творчества испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Для ребенка с особыми нуждами, творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития психических процессов и мелкой моторики, так как творчество связано с самостоятельной практической деятельностью ребенка.
Изобразительная деятельность располагает многообразием материалов и техник.
Использование различных приемов способствует выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Но, первое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, это жизненную необходимость игры для детей дошкольного возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Осознавая важность игры, необходимо не только специально создавать игровые ситуации и обеспечивать ребенка игрушками, но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые действия взрослого при этом должны быть выразительными, мягкими, адекватными возможностям ребенка.
Программа направлена на развитие творческих и познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств у дошкольника, а так же на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. С помощью разнообразного изобразительного материала, занятие превращается в созидательный творческий процесс. Эти занятия становятся источником фантазии, творчества, самостоятельности.
Каждое занятие состоит из следующих этапов:
Приветствие - проводится на ковре, дети вместе с воспитателем усаживаются в круг и начинают с ритуального приветствия, держа друг друга за руки и произнося: «Всем, всем, всем, добрый день».
Прием «Звон колокольчика» говорит о начале занятия. Дети передают по кругу колокольчик и поют приветственную песенку. Ребенок, даже если он не умеет говорить, имеет возможность поприветствовать присутствующих. Все внимание окружающих при этом направлено на ребенка, он ощущает эмоционально положительное отношение к нему, что благотворно отражается на его готовности к дальнейшему взаимодействию с окружающими его детьми и воспитателем. Кроме того, ребенок учится соблюдению очередности в кругу, запоминает имена детей.
Игры: пальчиковые игры на подражание, хороводные игры, телесно-ориентированные игры, хороводные игры с ведущим в кругу, круговые танцы, игры по правилам.
Эти игры направлены на развитие коммуникативной сферы игрового взаимодействия между детьми: на понимание речи - игры с речевой инструкцией; на коррекцию уровня тонической регуляции движений - телесно-ориентированные игры; игры на развитие умений общего подражания; на формирование слухового внимания - ритмические игры; игры на развитие произвольной регуляции поведения.
Арт-часть - занятие продуктивной деятельностью, направленное на приобретение навыков работы с различными материалами (краски, пластилин, тесто, природные и сыпучие материалы, клей, бумага, т. д., развитие восприятия образа на плоскости и в пространстве, получение сенсорного опыта, знакомство с техниками и инструментами, эмоциональное развитие, опыт создания собственного творческого продукта, опыта совместной деятельности. Важными моментами арт-части занятия являются подготовка к занятию и уборка рабочего места: воспитатель предлагает детям самостоятельно взять стулья и расставить их вокруг стола. В течение занятия детям предлагается делиться материалами, передавать листы друг другу или обращаться к кому-то за помощью.
Арт-часть включает в себя разделы рисования, аппликации, лепки и конструирования.
Рисование – это не только прекрасный тренинг мелкой и общей моторики, но и помощник развивающий память, внимание, логическое мышление. В процессе обучения дети знакомятся со свойствами материалов, приобретают сенсорный опыт.
Использование пластичных материалов (соленое тесто, глина, пластилин, помогает ребенку изображать простые доступные формы, выполнять разные приемы (отщипывание кусочков, лепка колбасы, шара). Дети учатся создавать образы, заполнять шаблоны сыпучими материалами.
Элементы конструирования развивают образное мышление, фантазию, мелкую моторику руку. Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования, проводятся с детьми с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта, координации движений и развития мелкой моторики, развитие зрительного анализа и зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука». Также конструктивные упражнения способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им. Действия с палочками идут от простых заданий к сложным. Например, выкладывая вместе с ребёнком «Солнышко» - кладем палочки по кругу, оставляя пространство в центре. «Солнышко» понятно для ребенка, он знает, как его выложить, он уже может сказать, где оно находится, поэтому выполняя это упражнение, мы уже будем видеть его эмоциональный отклик. Это очень важно для развития головного мозга и формирования мышления.
Использование песен, потешек, чистоговорок. - обогащает сенсорный опыт детей, влияет на интенсивность и качество движений. Положительные эмоции, которые возникают в процессе слушания песен, способствуют развитию внимания и речи (особенно ее коммуникативную функцию, развивают память, музыкальный слух. Песни сопровождаются мимикой, жестами, демонстрацией персонажей, игрушек, действий, связанных с текстом песен. На занятиях звучат детские песенки, которые стимулируют детей к звукоподражанию ( имитация звуков животных: «Лошадка», «Котенок», и др). Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.
Для ребенка с интеллектуальными нарушениями использование игр-забав или игр - потешек не столько стимулирует развитие речи, сколько помогает ему сориентироваться в действиях, показывает, что будет происходить дальше. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Произнося слова потешек, мы помогаем ребенку играть в ладушки, притоптывать, двигаться в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить движения, пытаться повторить их самостоятельно. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Актуальность
Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс обучения является игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций. Самое важное на занятиях - положительная игровая атмосфера. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно - логического мышления.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Цель: создание благоприятных условий для развития творческой личности ребенка и формирование предпосылок учебной деятельности, а так же коммуникативных навыков.
Задачи:
1. способствовать развитию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;
2. развивать коммуникативные навыки;
3. способствовать развитию эмоционально-волевой сферы;
4. развивать творческие способности дошкольников;
5. развивать мелкую моторику рук, координацию действий;
6. формировать навыки социального поведения;
7. способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
8. формировать позитивное отношение к сверстникам.
Условия реализации программы
Программа предназначена для детей ЗПР 4-5 лет,
Срок обучения 1 год.
Занятие проводятся 1раз в неделю
Структура занятия:
• Приветствие
• Игры на подражание
• Телесно ориентированные игры
• Игры стоя: подражание, правила, стоп- игры, танцы
• Арт - часть
• Прощание - заключительный круг
Принципы в работе:
Системности и последовательности, доступности, наглядности, индивидуальности.
Методы обучения:
1. Практические - упражнение (многократное повторение ребенком практических действий); использования компонентов игры в сочетании с показом, пояснениями, вопросами.
2. Наглядные - рассматривание рисунков, схем, показ образца задания, способа действия.
3. Словесные - потешки, песенки, стихи, словесные игры, наводящие вопросы, объяснение, пояснение, показ образца, педагогическая оценка.
Приёмы обучения
1. практические упражнения;
2. игровые упражнения.
Ожидаемый результат:
1. Разовьется способность детей замечать в окружающей жизни что-то интересное и красивое.
2. У детей появится желание самостоятельно изображать то, что понравилось или запомнилось.
3. Появится умение у детей пользоваться как традиционными способами изображения, так и нетрадиционными для осуществления своих замыслов.
4. Дети научатся самостоятельно выбирать материал для работы.
5. Дети смогут проявлять творчество и фантазию в процессе продуктивной деятельности.
6. Повысится уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
7. Появится желание к обучению, к восприятию нового материала, запоминанию, усвоению и использованию полученных знаний в повседневной жизни.
8. У детей появится потребность к общению - к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
9. Повысится эмоционально-волевая сфера ребенка.
10. Будет прослеживаться положительная динамика в развитии мелкой моторики детей.