Наталья Зорихина
Медиатека как одно из условий разнообразия и индивидуализации коррекционного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний. Особенно это актуально в логопедическом коррекционном процессе.
Публикация «Медиатека как одно из условий разнообразия и индивидуализации коррекционного процесса» размещена в разделах
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, способствующее коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить качество и результативность коррекционно-образовательного процесса. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, компьютер приходит к ребёнку как универсальная увлекательная игрушка, которую учитель-логопед может и должен использовать как уникальную возможность для разнообразия и индивидуализации коррекционного процесса, развития высших психических функций; создания коммуникативной мотивации и развития навыков общения; развития интеллекта, познавательных интересов, творческих способностей.
Именно для этих целей мною и была создана в логопедическом кабинете мини-медиатека. Главная цель, которой: модернизировать коррекционно-образовательный процесс с помощью современных информационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО.
Для реализации поставленной цели использовала средства, которые можно разделить на:
1. Аудиовизуальные (слайд-фильм, видеофильм, мультимедийные презентации).
2. Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и др.)
Чаще всего в работе использую мультимедийные презентации – это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагенты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме.
Данная медиатека предполагает серии игровых упражнений по следующим направлениям:
1. Формирование произношения.
2. Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
3. Формирование лексико-грамматических средств языка.
4. Развитие связной речи.
5. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
Применяя в своей работе игровые, развивающие программы компаний «Новый диск», «Ассоциации Компьютер и Детство», мною была составлена комплексная система практического применения компьютерных программ в формировании речевой функции у ребенка-дошкольника. Программы построены на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Они представляют собой единый программно-методический комплекс и содержат учебно-методический комплекс с подробными методическими рекомендациями её пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.
Создавая и используя мультимедийные презентации, учитывала своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Наглядный и дидактический материал скомпонован, исходя из особенностей конкретной группы или ребенка, темы, следовательно, занятия организуются так, чтобы можно было добиться максимального обучающего эффекта. Занятия с использованием данной медиатеки являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а так же в них осуществляется интеграция образовательных областей (направлений, в соответствии с ФГОС ДО).
Для создания медиапрезентаций использовала такие программы, как Power Point, Macromedia Flash.
На развитие звукобуквенного анализа, на закрепление понятий «Звук», «Буква» и представлений о том, чем звук отличается от буквы, на закрепление умений выделять первый звук в слове разработала следующие презентации: «Какое слово зашифровано», «Составь слово по первым звукам», «Игры со звуками и буквами», «Слоговая играй-ка».
На развитие фонематических процессов, на развитие умения выделить нужный звук и определить место положения его в слове, на автоматизацию звуков в изолированном виде и словах: «Заколдованные картинки», «Определи место звука в слове», «Распредели по группам».
На развитие фонематических процессов, на автоматизацию звуков в словах: «Звуковые елочки», «Веселая игротека».
На закрепление понятий «звук», «гласный и согласный звук», «мягкий-твердый звук», «схема слова», умение ими оперировать, на умение составлять графическую схему слова, на формирование навыков фонематического анализа и синтеза: «Звуковые дорожки»,»Звуковое лото», «В стране Звукарии».
На расширение, уточнение и активизацию словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемой лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Насекомые», «Транспорт», «Инструменты», «Мебель», «Геометрические фигуры» и др., на совершенствование связной речи: определять правильную последовательность картинок, составить рассказ по серии сюжетных картинок, составить творческий рассказ, на совершенствование психических процессов – внимания, памяти, мышления: «Четвертый лишний», «Составь рассказ», «Верно - не верно», «Времена года», Дикие и домашние животные».
Работа с каждой компьютерной программой проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для ребенка мультипликационных образов и символов.
Методика проведения занятий с применением электронных презентаций была различной. Основные цели презентации: сообщить информацию, развлечь, научить, сформировать мотивацию.
Мультипрезентации использовала на различных этапах коррекционного занятия. В рамках учебного процесса определила основные цели проведения презентаций: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний.
Одним из преимуществ использования презентаций являлось то, что они позволили значительно повысить мотивационную готовность детей-логопатов к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызвало у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность к обучению в школе.