Елена Балуева
Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Публикация «Портфолио дошкольника как средство индивидуализации образовательного процесса в условиях ФГОС до» размещена в разделах
Термин портфолио (от англ. portfolio, заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов. Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой, ". показать все, на что ты способен".
Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду, это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.
Цель: Сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интересов, склонностей.
Задачи: -определить форму и содержание портфолио;
- привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию
по оформлению портфолио;
- активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель;
- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.
Портфолио можно разделить на несколько видов.
1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.
Функции портфолио.
• диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
• целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
• мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
• содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
• развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
• рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий :
1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио).
2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:
для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.);
накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и содержание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Рубрики портфолио
Первым разделом портфолио дошкольника должна стать страница, рассказывающая о ребенке: как зовут, где родился, где и с кем живет и, конечно же, фотография малыша. Это основная информация, которая должна присутствовать в обязательном порядке, хотя по желанию родителей портфолио может быть дополнено описанием знака зодиака ребенка и толкованием его имени.
Следующий раздел целесообразно заполнить информацией о росте и весе ребенка, проиллюстрировав конкретные данные конкретными фотографиями.
А затем можно переходить непосредственно к навыкам малыша : что и когда он научился делать и какими достижениями может похвастаться сейчас (например, считает до 10 или знает все буквы).
Мы предлагаем такие рубрики, как «Хорошо у нас в саду» : в нее включили разделы «Любимые занятия», «Я познаю мир», «Природа и мы», «Наши праздники»; «Я мечтаю», в которой ребенок рассказывает о своих мечтах, о том, кем хочет стать, когда вырастет.
В раздел «Копилка творческих работ»можно вставить разнообразные поделки и рисунки ребенка.
Рубрика «Мои достижения».
В настоящее время не только детский сад может предоставить исчерпывающую информацию о воспитаннике: его знаниях, умениях, опыте и личных достижениях в различных сферах деятельности. Центры дополнительного образования так же обладают большим и реальным образовательным потенциалом. Соответственно, результаты, достигаемые детьми во внешкольных и внесадиковских образовательных сетях, крайне важны для более объективной оценки их уровня и направленности, и они обязательно должны учитываться школой как основным образовательным учреждением при определении возможностей обучения ребенка.
Приводимые рубрики портфолио примерны. Главное наиболее полное отражение особенностей роста и развития детей. Можно придерживаться предлагаемой компоновки, а можно упорядочить разделы иначе, полагаясь на собственное видение конечного результата. Количество разделов можно сократить. Возможно, вы начнете работу с пятью-шестью разделами, а затем дополните их количество. Практика покажет, какие именно подойдут для ребенка, а какие будут вовсе не нужны. Для того чтобы было от чего оттолкнуться, с чего начать работу, я предлагаю материалы - бланки, окончательное оформление которых предоставляется.
Алгоритм работы над портфолио.
1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Определить вид портфолио.
3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
4. Определить структуру портфолио : количество, название рубрик.
5. Презентация портфолио.
Работу по внедрению технологии «Портфолио ребенка» проводили следующим образом :
Работа с педагогами Работа с детьми Взаимодействие с родителями
1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.
2. Разработка структуры портфолио.
3. Оформление образца портфолио ребенка.
4. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.
5. Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ 1. Рассматривание образцов портфолио.
2. Индивидуальная беседа с детьми. 1. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.
2. Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т. д.)
Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Поэтому они стали не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально привлекали активных, неравнодушных родителей. Проводили консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио. Старались научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Мы систематически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И мы уверены, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.