Вера Горохова
Конспект организованной образовательной деятельности «Мастерами славится земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
Цель: Приобщать к истокам национально – культурных традиций края, города.
Задачи:
- Содействовать развитию инициативного и осознанного интереса к народному декоративно – прикладному искусству Хохломской росписи, труду художника, традициям росписи.
- Формировать у детей обобщенные представления в процессе создания композиции узора, учитывая при этом характерные особенности исходной формы, стиль композиции, ритм в расположении элементов, колорит росписи (сочетание цвета фона и элементов растительного узора).
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Мастерами славится земля“» размещена в разделах
- Упражнять в наведении «завитка» : рисовании тонких плавных линий концом кисти, подборе цвета краски под фон силуэта «изделия».
- Развивать способность воспитанников проявлять самостоятельность, творчество при создании узоров, направлять их на предварительное планирование своего рисунка и оригинальное его выполнение;
- Закреплять технические умения и навыки воспитанников: умение правильно держать кисть тремя пальцами, приемы работы с палитрой;
- Стимулировать и поддерживать речевую и эмоциональную активность и инициативу с помощью ИКТ.
Предварительная работа: беседы о промысле, посещение выставки в МТЦ «Золотая Хохлома», экскурсия на фабрику, рассматривание предметов – образцов народного декоративного искусства, чтение художественной литературы, рассматривание печатных изданий, посвященных труду мастеров Хохломы, рисование по мотивам хохломской росписи, индивидуальная работа по составлению узоров: д/игры «Составь узор», «Дорисуй».
Материал и оборудование (средства) : видеопрезентация, экран, проектор, ноутбук, музыкальное произведение для фона (р. н. мелодии, силуэтные изображения изделий промысла (предметы быта, краски гуашь, кисти, палитры, тычки, салфетки, поставки, стенд для размещения работ.
Подготовила и провела: В. А. Горохова, педагог дополнительного образования I кв. категории.
Интеграция ОО по художественно-эстетическому развитию с образовательными областями : «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Ход НОД:
I. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель:
- Ребята, вы уже знаете, что человек издавна украшал окружающие его предметы. То, без чего мы не можем обойтись в повседневной жизни, должно быть не только удобно и практично, но и красиво. И я предлагаю вам поближе познакомиться с народным промыслом хохломской росписи.
• слайд 1,2,3 (изделия Хохломы) – дети рассматривают слайды,
продолжается общение:
Воспитатель:
- Вы узнали эти предметы? ( Ответы детей:)
-Конечно, это изделия мастеров хохломского искусства, «золотой» Хохломы, славится которая во всем мире.
Читаю стихотворение:
«Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, шелковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы»
Воспитатель: Скажите, ребята, кто же эти волшебники, создающие эту сказочную красоту?
Предполагаемые ответы детей: Художники, художницы по росписи деревянных изделий.
• слайд 4 (художницы)
- Да, именно из - под руки художницы выходят эти предметы красивыми, нарядными, будто ожившими, имеющими особую ценность.
• слайд 5 (поднос)
Воспитатель: Расписать узором поднос, набор предметов, например, для компота, чая - слайд 6 (наборы).
Или вот такое объемное по форме изделие как Лебедь. (слайд 7)
Все это требует большого мастерства и умения. Изделия, созданные художником и имеющие практическое назначение в быту, относятся к декоративно – прикладному искусству. Вероятно, это искусство так называется еще и потому, что необходимо приложить руки художника, чтобы получилась такая красота. Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет ярче и интереснее.
(Обращаю внимание на предметы, стоящие на столике, дети подходят ближе).
- Вот перед вами две чашки. Одна из дерева, украшена хохломской росписью, другая обычная, пластмассовая, без украшения. Какую из них вы выбрали бы в подарок? Почему?
Предполагаемые ответы детей: потому что красиво, сказочно, очень нравится и др.).
• слайд 8 (руки художницы). Читаю стих. е:
«Руки дивной художницы
Выводили узор
На Россию похожие
Чернь земли, алость зорь…»
Воспитатель: А вам, ребята, хотелось бы сегодня побыть художниками по росписи изделий? (Ответы детей)
- Тогда я предлагаю пройти в нашу «мастерскую» и выбрать подготовленные силуэтные изображения (дети рассматривают стилизованные предметы из бумаги, называют их: «чашка», «поставок», поднос, панно; выбирают и рассаживаются за столы).
II. Основная часть (содержательный этап)
Средства и способы достижения результата (20 – 22 мин.)
Воспитатель: Выбрали? А теперь, немного подумав, поделитесь с нами своими задумками: какие элементы росписи вы будете использовать, как строить узор, какой цвет краски возьмете в соответствии с фоном?
(2-3 ответа детей) :
- Я украшу красный поставок желтыми ромашками и черной травкой;
- Свое «изделие» я украшу красными ягодами рябины и рябиновыми листочками;
- А я нарисую красивые желтые ромашки, добавлю зеленые листочки – трилистники, черные завитушки травки, которые украшу красными ягодками рябины.
Воспитатель: Но прежде чем начать рисовать, нам необходимо уточнить последовательность рисования элементов росписи.
( Ответы детей:… или напоминаю сама)
- Сначала наводится веточка – завиток плавным неотрывным движением, концом кисти (дети «прорисовывают» завиток в воздухе движением руки);
- Затем рисуются основные элементы: ягоды или цветы, листья; после этого узор оживляется «травкой».
Воспитатель: А скажите, ребята, кроме особых умений, какими качествами характера должен обладать мастер – художник? Каким он должен быть?
Предполагаемые ответы детей:
- Он должен стараться, должен любить работу, должен быть веселым, добрым, чтобы и узор был таким, должен быть трудолюбивым, должен уметь все придумывать, фантазировать, любить природу, где он может увидеть ягодки, листочки, цветы и нарисовать их в узоре и т. д.
Воспитатель: Вы правы и не забудьте об этом, когда сами начнете рисовать.
(Дети рисуют, звучит негромкая музыка – попурри на темы русских народных песен, воспитатель руководит деятельностью детей – вариативные методы и приемы в ЗБР) :
-Как хорошо, что ты не поторопился, а все хорошенько продумал…
-Не спеши, попробуй провести завиток другим концом кисточки.
- Как ты думаешь, как лучше расположить завиток? Куда веточке удобнее расти? Где больше места?
- Я думаю, ты очень удачно подобрал цвет краски. Ведь красные ягодки на черном фоне смотрятся очень ярко.
- Подумай, какой цвет выбрать для ромашки?
-Чем заканчивается завиток в растительном узоре? Пойди, посмотри на Хохломские изделия.
Обыгрывание создаваемых изображений :
- Аня, какой замечательный завиток у тебя получился: кудрявый, ветвистый.
- Очень хочется увидеть, Кирилл, как «расцветают» ромашки в твоем узоре, «поспевают» ягодки.
-Необыкновенно красивая травка у тебя в узоре: золотом отливает, так и «кудрится», «волнуется».
-Какие необычные черные ромашки в твоем узоре, Кристина, а листочки зубчатые из-за них будто выглядывают. Словно радуются.
- Эля, как красиво нарисован завиток в твоем узоре, будто растет на глазах, тянется, завивается!
III. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Результат (анализ выполненных работ, рефлексия.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как преобразились предметы, украшенные вами: вьются травы, расцвели необыкновенные цветы, рассыпались по веточкам спелые ягодки.
Так хочется рассказать о каждой работе (предлагаю поиграть) - игровое упражнение «Найди узор, о котором расскажу» (загадки – описания сначала загадывает педагог, давая образец описания, затем дети) :
1. По желтому фону поставца вьется тонкий легкий завиток, будто прячутся нежные зеленые листочки и висят на травинках, словно блестящие на солнце, ягодки красной смородины;
2. На поверхности этого изделия расцвели и вовсе нигде не виданные цветы;
3. На этой чашке изображен легкий ажурный узор : резные листочки, крупные завитки «травки», по которым словно «рассыпались» ягодки черной смородины.
4. В этом узоре – яркая гроздь рябины, похожая на ту, которую мы с вами рассматривали осенью на прогулке. А яркая, солнечная «травка» так и стелется, колышется, растет…
Читают стихи:
«Хохлома, хохлома, «Кисть хохломская,
Наше чудо дивное! Большое спасибо!
Мы рисуем Хохлому – Сказывай сказку
Красоту невиданную. Для радости жизни.
Рисовали «травку» Ты как душа у народа красива,
Солнечною краской, Ты, как и люди, служишь Отчизне!»
А цветы – огоньки-
Алой краской от зари…»
Воспитатель: Скажите, ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Может быть что – то у вас получилось впервые? А что особенно запомнилось? А вы почувствовали, сколько нужно приложить сил и умений, чтобы добиться результата?
Ответы детей:…
Воспитатель:
- Ну, что же, вы хорошо потрудились, думаю, что художницы Хохломы, увидев ваши работы, гордились бы вами. Ну, а вы - будущие продолжатели традиций народного искусства хохломской росписи.
Список используемой литературы:
1. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации :конспекты занятий / А. А. Грибовская. – М. : Скрипторий, 2003.
2. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 1998г.
3. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учебное пособие / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000.
4. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Т. С. Комарова, Т. А. Ратанова, Г. П. Новикова, О. А. Соломенникова – М. : РПА, 1997.
5. Комарова, Т. С. Программа эстетического воспитания дошкольников / Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
6. Скоролупова, О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно прикладным искусством / О. А. Скоролупова. – М. : Скрипторий, 2009.
7. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
8. Тюфанова, И. В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников / И. В. Тюфанова. – СПб. : Детство – пресс, 2002.
9. Парциальная программа «Золотые узоры Хохломы» дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа/ Горохова В. А., Гологузова Г. Л., 2014г.