МААМ-картинки

Конспект организованной образовательной деятельности «Мастерами славится земля»

Вера Горохова
Конспект организованной образовательной деятельности «Мастерами славится земля»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект организованной образовательной деятельности

Цель: Приобщать к истокам национально – культурных традиций края, города.

Задачи:

- Содействовать развитию инициативного и осознанного интереса к народному декоративно – прикладному искусству Хохломской росписи, труду художника, традициям росписи.

- Формировать у детей обобщенные представления в процессе создания композиции узора, учитывая при этом характерные особенности исходной формы, стиль композиции, ритм в расположении элементов, колорит росписи (сочетание цвета фона и элементов растительного узора).

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Мастерами славится земля“» размещена в разделах

- Упражнять в наведении «завитка» : рисовании тонких плавных линий концом кисти, подборе цвета краски под фон силуэта «изделия».

- Развивать способность воспитанников проявлять самостоятельность, творчество при создании узоров, направлять их на предварительное планирование своего рисунка и оригинальное его выполнение;

- Закреплять технические умения и навыки воспитанников: умение правильно держать кисть тремя пальцами, приемы работы с палитрой;

- Стимулировать и поддерживать речевую и эмоциональную активность и инициативу с помощью ИКТ.

Предварительная работа: беседы о промысле, посещение выставки в МТЦ «Золотая Хохлома», экскурсия на фабрику, рассматривание предметов – образцов народного декоративного искусства, чтение художественной литературы, рассматривание печатных изданий, посвященных труду мастеров Хохломы, рисование по мотивам хохломской росписи, индивидуальная работа по составлению узоров: д/игры «Составь узор», «Дорисуй».

Материал и оборудование (средства) : видеопрезентация, экран, проектор, ноутбук, музыкальное произведение для фона (р. н. мелодии, силуэтные изображения изделий промысла (предметы быта, краски гуашь, кисти, палитры, тычки, салфетки, поставки, стенд для размещения работ.

Подготовила и провела: В. А. Горохова, педагог дополнительного образования I кв. категории.

Интеграция ОО по художественно-эстетическому развитию с образовательными областями : «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Ход НОД:

I. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Воспитатель:

- Ребята, вы уже знаете, что человек издавна украшал окружающие его предметы. То, без чего мы не можем обойтись в повседневной жизни, должно быть не только удобно и практично, но и красиво. И я предлагаю вам поближе познакомиться с народным промыслом хохломской росписи.

• слайд 1,2,3 (изделия Хохломы) – дети рассматривают слайды,

продолжается общение:

Воспитатель:

- Вы узнали эти предметы? ( Ответы детей:)

-Конечно, это изделия мастеров хохломского искусства, «золотой» Хохломы, славится которая во всем мире.

Читаю стихотворение:

«Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой золотой листвы»

Воспитатель: Скажите, ребята, кто же эти волшебники, создающие эту сказочную красоту?

Предполагаемые ответы детей: Художники, художницы по росписи деревянных изделий.

• слайд 4 (художницы)

- Да, именно из - под руки художницы выходят эти предметы красивыми, нарядными, будто ожившими, имеющими особую ценность.

• слайд 5 (поднос)

Воспитатель: Расписать узором поднос, набор предметов, например, для компота, чая - слайд 6 (наборы).

Или вот такое объемное по форме изделие как Лебедь. (слайд 7)

Все это требует большого мастерства и умения. Изделия, созданные художником и имеющие практическое назначение в быту, относятся к декоративно – прикладному искусству. Вероятно, это искусство так называется еще и потому, что необходимо приложить руки художника, чтобы получилась такая красота. Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет ярче и интереснее.

(Обращаю внимание на предметы, стоящие на столике, дети подходят ближе).

- Вот перед вами две чашки. Одна из дерева, украшена хохломской росписью, другая обычная, пластмассовая, без украшения. Какую из них вы выбрали бы в подарок? Почему?

Предполагаемые ответы детей: потому что красиво, сказочно, очень нравится и др.).

• слайд 8 (руки художницы). Читаю стих. е:

«Руки дивной художницы

Выводили узор

На Россию похожие

Чернь земли, алость зорь…»

Воспитатель: А вам, ребята, хотелось бы сегодня побыть художниками по росписи изделий? (Ответы детей)

- Тогда я предлагаю пройти в нашу «мастерскую» и выбрать подготовленные силуэтные изображения (дети рассматривают стилизованные предметы из бумаги, называют их: «чашка», «поставок», поднос, панно; выбирают и рассаживаются за столы).

II. Основная часть (содержательный этап)

Средства и способы достижения результата (20 – 22 мин.)

Воспитатель: Выбрали? А теперь, немного подумав, поделитесь с нами своими задумками: какие элементы росписи вы будете использовать, как строить узор, какой цвет краски возьмете в соответствии с фоном?

(2-3 ответа детей) :

- Я украшу красный поставок желтыми ромашками и черной травкой;

- Свое «изделие» я украшу красными ягодами рябины и рябиновыми листочками;

- А я нарисую красивые желтые ромашки, добавлю зеленые листочки – трилистники, черные завитушки травки, которые украшу красными ягодками рябины.

Воспитатель: Но прежде чем начать рисовать, нам необходимо уточнить последовательность рисования элементов росписи.

( Ответы детей:… или напоминаю сама)

- Сначала наводится веточка – завиток плавным неотрывным движением, концом кисти (дети «прорисовывают» завиток в воздухе движением руки);

- Затем рисуются основные элементы: ягоды или цветы, листья; после этого узор оживляется «травкой».

Воспитатель: А скажите, ребята, кроме особых умений, какими качествами характера должен обладать мастер – художник? Каким он должен быть?

Предполагаемые ответы детей:

- Он должен стараться, должен любить работу, должен быть веселым, добрым, чтобы и узор был таким, должен быть трудолюбивым, должен уметь все придумывать, фантазировать, любить природу, где он может увидеть ягодки, листочки, цветы и нарисовать их в узоре и т. д.

Воспитатель: Вы правы и не забудьте об этом, когда сами начнете рисовать.

(Дети рисуют, звучит негромкая музыка – попурри на темы русских народных песен, воспитатель руководит деятельностью детей – вариативные методы и приемы в ЗБР) :

-Как хорошо, что ты не поторопился, а все хорошенько продумал…

-Не спеши, попробуй провести завиток другим концом кисточки.

- Как ты думаешь, как лучше расположить завиток? Куда веточке удобнее расти? Где больше места?

- Я думаю, ты очень удачно подобрал цвет краски. Ведь красные ягодки на черном фоне смотрятся очень ярко.

- Подумай, какой цвет выбрать для ромашки?

-Чем заканчивается завиток в растительном узоре? Пойди, посмотри на Хохломские изделия.

Обыгрывание создаваемых изображений :

- Аня, какой замечательный завиток у тебя получился: кудрявый, ветвистый.

- Очень хочется увидеть, Кирилл, как «расцветают» ромашки в твоем узоре, «поспевают» ягодки.

-Необыкновенно красивая травка у тебя в узоре: золотом отливает, так и «кудрится», «волнуется».

-Какие необычные черные ромашки в твоем узоре, Кристина, а листочки зубчатые из-за них будто выглядывают. Словно радуются.

- Эля, как красиво нарисован завиток в твоем узоре, будто растет на глазах, тянется, завивается!

III. Заключительная часть (рефлексивный этап)

Результат (анализ выполненных работ, рефлексия.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как преобразились предметы, украшенные вами: вьются травы, расцвели необыкновенные цветы, рассыпались по веточкам спелые ягодки.

Так хочется рассказать о каждой работе (предлагаю поиграть) - игровое упражнение «Найди узор, о котором расскажу» (загадки – описания сначала загадывает педагог, давая образец описания, затем дети) :

1. По желтому фону поставца вьется тонкий легкий завиток, будто прячутся нежные зеленые листочки и висят на травинках, словно блестящие на солнце, ягодки красной смородины;

2. На поверхности этого изделия расцвели и вовсе нигде не виданные цветы;

3. На этой чашке изображен легкий ажурный узор : резные листочки, крупные завитки «травки», по которым словно «рассыпались» ягодки черной смородины.

4. В этом узоре – яркая гроздь рябины, похожая на ту, которую мы с вами рассматривали осенью на прогулке. А яркая, солнечная «травка» так и стелется, колышется, растет…

Читают стихи:

«Хохлома, хохлома, «Кисть хохломская,

Наше чудо дивное! Большое спасибо!

Мы рисуем Хохлому – Сказывай сказку

Красоту невиданную. Для радости жизни.

Рисовали «травку» Ты как душа у народа красива,

Солнечною краской, Ты, как и люди, служишь Отчизне!»

А цветы – огоньки-

Алой краской от зари…»

Воспитатель: Скажите, ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Может быть что – то у вас получилось впервые? А что особенно запомнилось? А вы почувствовали, сколько нужно приложить сил и умений, чтобы добиться результата?

Ответы детей:…

Воспитатель:

- Ну, что же, вы хорошо потрудились, думаю, что художницы Хохломы, увидев ваши работы, гордились бы вами. Ну, а вы - будущие продолжатели традиций народного искусства хохломской росписи.

Список используемой литературы:

1. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации :конспекты занятий / А. А. Грибовская. – М. : Скрипторий, 2003.

2. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 1998г.

3. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учебное пособие / Г. Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000.

4. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Т. С. Комарова, Т. А. Ратанова, Г. П. Новикова, О. А. Соломенникова – М. : РПА, 1997.

5. Комарова, Т. С. Программа эстетического воспитания дошкольников / Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

6. Скоролупова, О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно прикладным искусством / О. А. Скоролупова. – М. : Скрипторий, 2009.

7. Соломенникова, О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

8. Тюфанова, И. В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников / И. В. Тюфанова. – СПб. : Детство – пресс, 2002.

9. Парциальная программа «Золотые узоры Хохломы» дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа/ Горохова В. А., Гологузова Г. Л., 2014г.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами «Мастерами славится земля»Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами «Мастерами славится земля» открытое итоговое занятие по изобразительной деятельности Цели: воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров, создающих.

Конспект непосредственной организованной деятельности в младшей группе «Зимняя сказка» (развитие речи, ИЗО) Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество. Цель: систематизация знаний детей по теме «Зима».

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в осенний лес» КОНСПЕКТ организационной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в осенний лес». Программное содержание: - умение детей.

Конспект организованной образовательной деятельности «Игра в отражения» КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности на тему: «Игра в отражения» Возрастная группа: старшая группа ОО «Познавательное развитие».

Конспект организованной образовательной деятельности «По тропинке в лес осенний». Конспект организованной образовательной деятельности «По тропинке в лес осенний». Возрастная группа: средняя группа ОО «Познавательное.

Конспект организованной образовательной деятельности «Мамочка моя» Конспект ООД (Коммуникативное, познавательное развитие)-Тема: «Мамочка моя» Цель: Учить детей устанавливать родственные связи со своей.

Конспект организованной образовательной деятельности по ПДД «Пешеходный переход» Цели и задачи: 1. Образовательные: -расширить представление о работе светофора; -закрепить знания о транспорте, о правилах перехода улицы.

Конспект организованной образовательной деятельности «Весенняя сказка» Цель. Совершенствовать умение детей проводить звукобуквенный и слоговой анализ слов, читать слоги, различать твердость и мягкость согласных.

Краткосрочный проект «Русь красавица мастерами славится» Участники проекта: дети старшей группы «Карапузики»; родители; воспитатель; младший воспитатель Вид проекта: краткосрочный – 2 недельный.

Конспект организованной образовательной деятельности «В гостях у сказки» Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие Средства: Наглядные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности «Мастерами славится земля»
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 19:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организованной образовательной деятельности «Мастерами славится земля»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Горохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД