Петрова Ольга Дмитриевна
Консультация «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах,
тот больше отстаёт, чем успевает».
Я. А. Коменский.
Психологи установили, что дошкольный возраст
Публикация «Консультация „Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в дошкольном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выраженный словосочетанием «внутренняя позиция». Факт становления такой позиции проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.
Великим психологом Жаном Пиаже установлено, что в период 5-12 лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Поясню:
Нравственный реализм, в понимании Пиаже, – это твердое непоколебимое и однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и плохое и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках.
Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе, и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.
В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намеренно, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.
Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия способность человека эмоционально отзываться на переживания другого.
Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения.
Одной из таких форм является сочувствие. Оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на этой же основе формируется представление о ценности другого.
В дошкольном возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного.
В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности и представленные переживания. Для развития
эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам воспитатель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.
Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива, т. е., он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия.
Нравственное развитие дошкольников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями воспитателя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них воспитателю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у дошкольников находятся на низком уровне, и их развитие требует от педагогов внимания и специальной педагогической работы.
Поступки детей зачастую носят подражательный характер или вызываются импульсивными возникающими внутренними побуждениями. Это необходимо учитывать в процессе воспитания. Очень важно развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.
В нравственном воспитании дошкольников следует учитывать, что
дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных
жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается воспитателем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.
Большое значение для понимания сущности работы с детьми имеет позиция советского педагога Алексея Николаевича Леонтьева, который говорил, что личность тоже «производится», т. е., создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Именно по тому, как адаптируется ребенок к общественным нормам жизни, мы судим о его психическом здоровье, о том, живет ли он в согласии с самим собой. Условия жизни, позволяющие ребенку успешно осваивать опыт человеческого бытия, обеспечивают развитие психической зрелости, то есть готовности контролировать свои желания и чувства.
Психическая зрелость детей к началу школьного обучения не может быть высокой, но она – важный показатель определенного психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания, общаться на деловой основе, а также соблюдать дистанцию в беседе с окружающими людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных представлений.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.
Я считаю, что знание моральных норм - это и есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны, только упражняясь в нравственных поступках.
Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на педагоге. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку.
Слово воспитателя – это своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Именно мы, педагоги, учим своих воспитанников быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали.
Нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.
Работая над проблемами нравственной воспитанности дошкольников, необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности.
В свою очередь, учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:
На 1 уровне (до 5 лет) ребенок усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
На 2 уровне (к 10-11годам) необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый.
На 3 уровне (к 12-14 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
У дошкольников может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм (поступок совершен так, а не иначе) и личных желаний ребенка.
Также в данном возрасте может наблюдаться неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в детском саду и на улице).
Великий педагог Василий Алексеевич Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали.
Эта азбука морали заключается в следующем:
1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастливое детство. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей и причиняет им зло.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».
Формирование нравственности происходит в детском саду на всех занятиях. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения; педагог, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на занятии, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя также сам воспитанник, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Для нравственного воспитания важно организовать педпроцесс как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит дошкольника перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.
Таким образом, подводя итог, я хочу сказать, что одной из задач нравственного воспитания является правильно организованная деятельность ребёнка. В деятельности формируются нравственные качества, и она же (деятельность) выступает как главный критерий нравственного развития.