Наталья Иванова
Консультация для родителей «Общая характеристика нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Общая характеристика нравственного воспитания дошкольников»
Воспитатель Иванова Наталья Анатольевна.
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном возрасте. От того на сколько успешно осуществляется этот процесс зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые моральные чувства. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам природе, усваивает моральные нормы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей.
Публикация «Консультация для родителей „Общая характеристика нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования чувств (удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего нехорошего поступка)
Чувства побуждают детей к активным действиям : помочь, проявить заботу, внимание, ускорить, порадовать. В среднем дошкольном возрасте чувства становятся более осознанными. У детей формируется чувство любви к родному краю, чувство уважения к старшим. В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, уважения к людям, справедливости а также ответственности за порученное дело. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию. В тоже время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательны поступкам.
С первых лет жизни дети осваивают представления о морали и нравственности. Перед педагогом стоит задача развития у детей нравственных представлений на основе которых формируются мотивы поведения. Воспитатель заботится чтобы дети понимали суть моральных понятий,соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. К содержание нравственных представлений, формируемых в дошкольном возрасте относятся представления о явлениях общественной жизни, о нормах поведения в коллективе. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающие общественную направленность личности.
Важным принципом нравственного воспитания является принцип воспитания детей в коллективе. «Моральная ценность проявляется в поступках.»- Н. Крупская.
Принцип воспитания в коллективе обязывает педагогов объединять детей в разных видах деятельности. Так организуя совместный труд, воспитатель учит детей совместными усилиями достигать цели. Дошкольники вместе обсуждают, последовательность работы, помогают друг другу, что способствует формированию положительных качеств.
Воспитатель обладающий высокими моральными качествами, сможет правильно оценить любой поступок ребенка, увидеть зачатки трудолюбия или начинающейся лени, доброты или эгоизма. Педагогу детского сада должно быть свойственно стремление к само-воспитанию, строгому контролю за своим поведением и отношением к окружающим.
Организация практического нравственного опыта, использование упражнений в положительных поступках является ведущим методом нравственного воспитания.
Педагог формируя нравственный опыт детей, стремится создать условия для постоянного упражнения в нравственных поступках. В воспитательной работе следует возможно чаще использовать в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей.
Психолого-педагогической основой этого принимается ярко выраженная склонность детей к подражанию. Подражая авторитетному педагогу, дети копируют его манеры поведения, мимику, жесты, также здороваются, улыбаются взрослому и сверстнику, вежливо обращаются с просьбой.