Папки-передвижки

Особенности духовно-нравственного воспитания и трудовые традиции в ВцдоиТ «Огонёк»

Нина Симонова
Особенности духовно-нравственного воспитания и трудовые традиции в ВцдоиТ «Огонёк»
▼ Скачать + Заказать документы

«Труд — это благороднейший исцелитель от всех недугов» Островский Н. А.

Духовно-нравственное воспитание в Восстановительном Центре детской ортопедии и травматологии «Огонёк» строится с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических особенностей Петродворцового района Санкт-Петербурга, запросов семьи, и других субъектов образовательного процесса; предусматривает тесное взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования поселка Стрельна и города Петергофа; развитие ученического самоуправления, участие обучающихся детей в деятельности спортивных и творческих объединений. Духовно-нравственное воспитание человека начинается от истоков отечественной культуры, восходит, прежде всего, к православному наследию и обеспечивает условия для становления человека, готового следовать наивысшему нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, себя, свой труд. Лучшие представители советской педагогики: И. А. Каиров, И. В. Ионин, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Б. П. Никитин, В. К. Дьяченко, В. Ф Шаталов, И. П. Иванов и многие другие сохранили ценностное отношение к труду в своем педагогическом наследии, что позволяет нам сегодня многократно повышать эффективность учебно-воспитательных процессов. Отечественная наука и педагогическая практика накопили богатый опыт трудового воспитания и обучения. «Культура России развивалась под сенью православной Церкви. Труд, или делание – заповедано человеку Самим Богом и требовалось от него еще в Раю до его падения и тем более во все последующие времена, в земных условиях существования. Многие святые, преподобные воссиявшие на Руси своей жизнью и трудами еще и еще раз подтвердили, что,труд всему голова”» [1, с. 48]. Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров в политику государства, в культуру, в повседневную жизнь россиян, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой духовной культуры. Важными реалиями настоящего времени ставятся нам, педагогам очень серьёзные и значимые задачи, одной и которых является остановить нравственную деградацию, восстановить историческую память, нравственные ориентиры, ценности культуры, Веру, отношение к труду. На конкретных примерах разберемся в особенностях восприятия и источниках активности школьников в труде, «личностном факторе» в воспитании ребенка, основных путях вовлечения школьников в трудовое воспитание на внеклассных, внешкольных занятиях в формировании творческой личности; требованиях, которые предъявляет трудовое воспитание к современному педагогу и воспитателю.

Публикация «Особенности духовно-нравственного воспитания и трудовые традиции в ВцдоиТ „Огонёк“» размещена в разделах

Сегодня в нашей стране как никогда остро стоят вопросы о судьбе подрастающего поколения, особенно актуальны они в воспитании и обучении молодежи в школе с медицинским профилем. Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Восстановительный центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк» (далее «Огонёк») – это необычная школа. «Огонёк» - это современный оздоровительно-образовательный комплекс, предназначенный для обучения и оздоровления детей в возрасте с 4 – 17 лет, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата с полным пансионом. «Огонёк» - это еще и уникальное медицинское, образовательное учреждение, с применяемыми в нем консервативными методиками лечения, признанными передовыми во всем мире. Дети лечатся по самым новым методикам и при этом получают хорошее образование, соответствующее Государственным стандартам РФ. В школе Центра работают опытные учителя и педагоги-воспитатели, успешно решающие задачи по максимально возможной педагогической, психологической и социальной адаптации детей. Контингент обучающихся в образовательном учреждении имеет разный уровень мотивации к обучению: одаренные и требующие коррекции знаний ученики, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, которые требуют постоянного внимания со стороны педагогов и воспитателей. Специфика кадров санаторной школы «Огонёк» определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. «Миссия школы – создание социально-педагогических условий, обеспечивающих высокий качественный уровень образования и воспитания через оптимальные для каждого ребенка формы и методы организации образовательного процесса. Деятельность школы организована по трем направлениям:

1. Учебная деятельность;

2. Внеклассная работа – реализация проекта «Познание и творчество»;

3. Этическое и трудовое воспитание» [3, с. 67].

Трудотерапия - трудовое воспитание в нашем Центре имеет давние традиции – это одно из средств не только физического развития, но и психологического и духовного состояния человека. Например, спорт, без сомнения, – это упорный труд, в особенности для наших детей-пациентов, это порой непосильная ноша, а для некоторых вообще - «миссия невыполнима». Потому что по истории и состоянию болезни многие наши воспитанники – инвалиды : кто-то на грани, кто-то временно; многие – покоряют свою болезнь. В Центре работают спортивные залы, для занятий лечебно-физической культурой (ЛФК, два бассейна, более 20 видов различных процедур, направленные на здоровье сбережение маленьких пациентов. Спорт - исцеляет, и в нашем Центре – он щадящий! Спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол, конечно, под запретом. Альтернатива настольные игры, а также, бадминтон, шахматы, шашки, теннис, пионербол. Летом в каникулярное время, спортивные праздники проводят на улице, спорт практикуется как в оздоровительном лагере на свежем воздухе, а это отличная естественная процедура - климатотерапия. Ежемесячно между отделениями проходят спортивные состязания «Меткий стрелок», «Веселые старты», «Смелые и ловкие». Трудовые десанты на отделениях – это добрая и давняя традиция, с помощью которой с детских лет ребенок приучается к труду, к самообслуживанию: ребята вместе с воспитателями наводят порядок в палатах, игровых комнатах, классах; учатся самостоятельно заправлять кровати. Ежемесячно воспитатели проводят уличные трудовые десанты с детьми старших отделений (по рекомендации лечащих врачей) : все вместе убирают парковую территорию, придерживаясь известного правила: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят!». Практикуется и трудовое, экологическое воспитание, которое осуществляется комплексно: учащиеся рисуют, принимают активное участие в различных конкурсах, смотрят фильмы; ежемесячно проводятся тематические беседы и встречи. Например, в мае 2014 года наши дети стали участниками большого городского экологического проекта, который уже пять лет организовывают сотрудники «Дворца Конгрессов» в содружестве с местной властью пос. Стрельна. Учитывая специфику нашего Центра, потребовалось разрешение медиков, для того, чтобы детям согласно их показаниям, не в ущерб здоровью, разрешили принять участие в ЭКО десанте «За чистый берег Стрельны». Участники серьёзно готовились, придумали отличительную особенность – зеленую ленточку, которая украшала грудь каждого десантника, сочинили речевку, очистили от мусора 400- метровую территорию вдоль Портового канала с двух сторон, выступили на экологической Конференции с фотоотчетом, а наградой для всех – была экскурсия по Константиновскому дворцу. Ежегодно на праздничные даты к 23 февраля и 9 мая в Центре торжественно проходят Смотры строя и песни. На таких конкурсах с удовольствием в жюри принимают участие лечащие врачи отделений, ветераны Великой Отечественной войны, - прежде всего, их интерес к осанке и соблюдение ортопедического режима, а для детей - это огромная физическая нагрузка на мышечную структуру организма. Репетиции - это труд, до пота, до автоматизма, что бы быть в ногу со всеми. Конечно, не все наши дети смогут служить в армии, у 30% - инвалидность, или на стадии оформления, но, наш лозунг «Солдатом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!» обязывает многих. И как маршируют! Как поют! Рождается чувство коллективизма, появляется интерес к традициям, возрастает дух патриотизма и чувство гордости за свое отделение, за Россию! В этом году к 70-летию Великой Победы наш Центр оказался в одном строю со всей страной. Торжественно открыли памятник «Победа», подаренный Центру скульптором членом Союза художников Анатолием Блонским. Был «Бессмертный полк», участниками которого стали дети и сотрудники, торжественная линейка, чествование ветеранов, концерт. И что новое, необычное для нашего медицинского учреждения – реконструкция боя, в память о морских десантах октября 1941 года. Предварительно детям провели «Уроки мужества», на которых рассказали по максимуму про Великую Отечественную войну, привели многочисленные исторические факты и познакомили с трагическими страницами истории стрельнинского десанта. Как правило, реконструкциями занимаются профессиональные клубы, взрослые, а нашим детям пришлось «идти в бой» без должной подготовки. Ведь дети по природе своей – актеры! Они талантливы с рождения! Реконструкция длилась всего 3 минуты. Но как горды были ребята, как по-доброму завидовали им все остальные дети, как хвалили всех артистов ветераны, как неожиданно удивились наши медики, которые разрешили реконструкцию. А труд актера – очень много значит и дорогого стоит! Всем артистам вручили грамоты со словами:

За мастерство, за артистизм и за удачу

Центр «Огонек» от всей души благодарит!

Талант актера в жизни много значит.

Пусть эта искорка в тебе всю жизнь горит!

В направлении эстетического воспитания в нашем Центре активно практикуются театрализованные праздники, которые стали прекрасной традицией, а костюмированные балы вызывают у детей фантастический интерес: их обучают старинным танцам, этикету, рассказывают о бальных церемониях, об истории костюмов XIX века. А какая великолепная осанка должна быть у танцоров! Неожиданно для себя сделали вывод, что костюмированный бал – залог успеха здорового образа жизни наших детей! «Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд», - писал Н. А. Островский [2]. А за всей красотой скрывается упорный, для некоторых «нечеловеческий труд». Труд - коллективный, созидательный, многогранный, как видно на практике, приносит плоды и способствует здоровье сбережению наших пациентов. Трудятся все, как говорится «от мала до велика». Дети, которым Центр временно на полтора месяца становится домом, а новые друзья – семьей, самое главное, испытывают гордость от результатов своего труда, радуются маленьким творческим победам, творят, выдумывают и фантазируют. По отчету за 2014 год лечение прошли 1693 человека. Нетрудно подсчитать, сколько творческих детей ежегодно реализовывает, свои гениальные способности в нашем Центре и приобщается к радости Труда. Например, ежегодный уличный праздник проводы Масленицы, который готовят и проводят старшие дети для младших (аудитория – более 200 человек, требует знаний русской православной культуры, национальных обычаев и традиций, умения играть народные игры, водить хороводы и конечно, наличие костюмов. В дальнейших планах - организация уроков труда и дизайна, будем шить костюмы для новых театрализованных постановок, а это уже, новый формат трудового воспитания.

Сегодня, как никогда важны смелые управленческие решения, умение объединить традиции и новаторство, привносить в образование передовые идеи, не забывать, что давно забытое может стать новым, вечным, как труд на земле. Ушинский К. Д. писал: «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека» [5].

Только сегодня: «Духовное воспитание - это качественно и кардинально другой уровень педагогической работы с детьми в сравнении с той, чем мы занимались!» [4, с. 5], - очень точно и верно подметил Созонов В. П., к. п. н., доцент кафедры воспитания и дополнительного образования ИПКиПРО УР. «Я глубоко убеждён, что любой педагог, запуская сегодня в оборот новое слово «духовный», должен работать по-другому: тоньше, умнее, профессиональнее. Для этого всю жизнь изучать природу ребёнка, постигать этот действительно «потусторонний» мир, руководствуясь единственным принципом «помоги, но не навреди». Осмыслить все его непростое значение, подвергнуть строгой ревизии свой духовный потенциал, освоить сопутствующую ему лексику, чтобы правильно и корректно пользоваться великим помощником воспитателя – словом!» [4,с. 8].

Список использованных источников:

1. Александрова, Л. А. Духовно-нравственное воспитание : учебно-методическая разработка/ Л. А. Александрова. - СПб. : Копировально-множительный отдел Петровского колледжа, 2014. - 71 с.

2. Афоризмы и цитаты. Афоризмы Н. А. Островского. Режим доступа: https://strijka-kotov.ru/aphorisme.php?author=371

3. Герасимова, А. В. Построение целостного лечебно-образовательного пространства в СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонек» на основе концепции «Школы пациента» : магистерская диссертация Кафедры управления образованием/А. В. Герасимова. - СПб., 2013. - 96 с. (не опубликовано)

4. Созонов, В. П. Духовно – нравственное развитие и воспитание гражданина России (духовное воспитание в православной традиции и светском понимании, 2012. - 8с. Режим доступа:

https://yandex.ru/search/?lr=2&text=Sozonov.docx

5. Цитаты/ Цитатник/ Параграф1170. Ушинский К. Д. Режим доступа: https://citatu.com.ua/tsitatnik/chelovek_rozhden_dlya_truda/

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Подготовил учитель логопед МБДОУ д\с №3 г. Лебедянь.

Календарное планирование духовно-нравственного воспитания православного кружка «Мир доброты» Месяц Сентябрь Наименование темы занятия 1.«Мир вокруг нас. Бог – творец. Рукотворный и нерукотворный мир. Ангел-хранитель» Программные.

Описание опыта по инновационной работе Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников Описание опыта по инновационной работе в МДОУ Детский сад по теме «Развитие духовно – нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего.

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей — презентация Слайд 1. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Слайд 2. Чтобы нам не пришлось ни ломать и.

Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Храм души моей» Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова.

Роль семьи и детского сада в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников Аннотация: Степанов И. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания - М. :ТЦ «Сфера», 2008.- 224с «Ведущую роль в становлении.

Роль школьного музея в системе духовно-нравственного воспитания детей «Считать, что прошлое безвозвратно кануло в Лету, - это значит лишить себя нравственной опоры в истории. Нравственное воспитание народа.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ Курочкина Екатерина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 8" Из Концепции государственной политики в области духовно-нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности духовно-нравственного воспитания и трудовые традиции в ВцдоиТ «Огонёк»
Опубликовано: 28 сентября 2017 в 21:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности духовно-нравственного воспитания и трудовые традиции в ВцдоиТ «Огонёк»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Симонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД