Даурова Индира
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Поощрение и наказание в целях возникновения мотивов учения»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ 51. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА» СОЛНЫШКО»
Конспект родительского собрания для родителей подготовительной группы
«Поощрение и наказание в целях возникновения мотивов учения»
Все в ваших руках!
подготовили
воспитатели
Даурова И. Г
Салбиева Р. Н
г. Владикавказ
Публикация «Конспект родительского собрания в подготовительной группе „Поощрение и наказание в целях возникновения мотивов учения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Наказание и поощрение детей
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2018
Цель: убедить родителей в нецелесообразности морального и физического воздействия на детей.
Задачи: познакомить родителей с целесообразностью использования методов поощрения и наказания, помочь задуматься о том, что воспитание должно осуществляться во взаимосвязи педагогов и родителей, подготовить родителей к новой ступени развития их детей- школьник.
Ход собрания
1. Сообщение педагога.
Многие родители обеспокоены внедрением ФГОС в дошкольное образование. Считают, что свободное общение и деятельность по желанию ребёнка приведёт к тому, что, когда дети пойдут в школу, у них сформируется отрицательная мотивация к учению, что приведёт к неуспеваемости. Как проявит себя внедрение ФГОС, покажет время, а мы постараемся выбирать из этого самые положительные моменты.
Неуспеваемость зависит от различных факторов, одним из которых является отрицательная мотивация к учению. Нередко отрицательное отношение к школе внушается в семье, но и, конечно, на это влияют многие другие причины.
Очень часто в семье, если ребёнок не очень хорошо учится или не слушается, родители прибегают к наказанию. В педагогической деятельности наказание тоже используется как метод организации детского коллектива, способствует поддержанию дисциплины, создаёт мотивы учения. Наказание- это способ конфликтного торможения вредной деятельности ребёнка. Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредотачивает внимание, сознание ребёнка на переживании вины. Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет ребёнка, лишает его уверенности в себе, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобления и активного сопротивления воспитанию. В семье часто используется физическое наказание (уголовно наказуемо,что вызывает у детей не только озлобленность, но и отрицательное отношение к учению.
Представьте, как перед крепким молодым мужчиной стоит мальчик, у которого не всё в порядке с учёбой. Папа сжимает в руке ремень и не будет выяснять, почему у ребёнка не очень хорошие отметки. Ведь многие родители думают, что школа должна учить всему. А папе некогда разобраться в причинах его плохих оценок, так как он занят работой. Хотя по новым требованиям ФГОС родители обязаны как в дошкольном учреждении так и в школе тесно сотрудничать с педагогами и с учреждением.
Ребёнок боится нередко не столько боли, а стыда, страдания от обиды, от непонимания. Но вы не подумайте, что этот папа какой-нибудь изувер, совсем нет. Это папа инженер на заводе, с коллегами по работе корректен, ровен в обращении с соседями и с родными. Скажите ему, что он не любит сына, он возмутится: «Конечно, люблю! Но хочу, чтобы он хорошо учился, стал умным и образованным человеком». Но у этого человека, к сожалению, непреклонное убеждение: детей надо время от времени бить, чтобы боялись, слушались и как ни странно, уважали родителей. Ведь его самого в детстве тоже пороли. Но будут ли в таком случае дети уважать родителей?
Вот что говорила одна воспитательница детского сада: «Самое гигиеничное - наказываю сына ремешком. Несколько раз хлестнёшь, чтобы почувствовал вину и всё». В детском саду детей, конечно, не трогала. За это и с работы вылететь можно. Но вот сын этой женщины вырос, женился. Его спросили: «Как живёшь? Как мама?» А сын: «С тех пор как женился, не хожу к ней, жена забегает, продукты носит, убирает в квартире, я деньгами помогаю. Мама изредка к нам заходит - на внучку посмотреть, но я стараюсь на это время уйти из дома.
- Но как же, мать у тебя одна, не молода?
- Понимаю, но ничего не могу с собой поделать. Сколько она обижала меня в детстве, как унижала, оскорбляла. И даже дочь ей нянчить не могу доверить.
Сами сделайте вывод из сказанного.
Отчего бьют детей? От неумения найти верный тон в общении с ребёнком, от распущенности и нежелания сдержать свои нервы, неграмотного представления возрастных особенностей, от нежелания понять, разобраться в поступках ребёнка, заглянуть в его душу. Так что сами делайте выводы, целесообразен ли этот метод для формирования мотивации к учению и к послушанию.
Наиболее эффективным методом является поощрение. Это побуждение ребёнка к положительной, инициативной творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов ребят, награждения. Используется в различных видах деятельности, в саду, в школе и дома. Кстати, создание ситуации успеха- неотъемлемая часть ФГОС.
Поощрение возбуждает положительные эмоции, развивает внутренние творческие силы ребят, активную жизненную позицию, что прописано в целевых ориентирах ФГОС. Но поощрению тоже надо знать меру. Иначе у ребят возникнет стремление добиваться успеха только ради награды и любыми средствами, не всегда позитивными.
Хочу познакомить вас с результатами исследования учёных среди учащихся 1-3 классов. Зачем хорошо учиться?
Возр. гр. Кол-во Выбрали отметку % Выбрали похвалу %
1 класс 27 6 22 21 78
2 класс 25 5 20 20 80
3 класс 25 6 24 19 76
Видно, что из двух мотивов на 1 месте стоит стремление получить похвалу учителя, независимо от возрастной группы. Но кроме похвалы имеют значимость в мотивации к учению мыслительная деятельность, игровая деятельность и оценка. Конечно, педагоги на занятиях прибегают к различным видам деятельности, создавая интерес и положительные мотивы к учению. Но и родители должны помогать.
2. Обсуждение результатов анкетирования и заданий, проведённых с детьми.
Вопросы к анкете.
1. Чем занимаются родители, вернувшись с работы?
2. Кто из родителей твой самый лучший и надёжный друг? Почему?
3. Как вы относитесь к такому другу?
4. Чем вы помогаете родителям?
5. Что бы ты попросил у золотой рыбки для своих мамы и папы?
Задания
1. Как вы встречаете маму и папу с работы? Покажите.
2. Ты нечаянно порвал куртку. Какая реакция будет у мамы?
3. Воспитатель пожаловался на не очень хорошее поведение. Что родители тебе скажут дома?
3. Подведение итогов.
Итак, мы сегодня поговорили о целесообразности методов поощрения и наказания. Вы, наверно, сделали кое-какие выводы для себя, исходя из собственного опыта, приведённых примеров, исходя из анализа анкет и заданий, выполненных с детьми. Кое-что вас заставило задуматься о воспитании своих детей. Вы понимаете, что воспитание должно осуществляться во взаимосвязи педагога и родителей, только тогда можно достигнуть положительных результатов.
Список используемой литературы.
1. Лихачев Б. Т. Педагогика. М : Прометей,1998.
2. Гинзбург М. Р. Статья «Методика исследования мотивов учения», Журнал «Начальная школа», 1995.
3. Журнал «Крестьянка», статья «Отцовский ремень»,1999.