МААМ-картинки

Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание

Татьяна Власова
Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание

Для того чтобы ребенок хорошо социализировался в обществе и развился в

полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не всегда дети

с удовольствием соблюдают правила и выполняют требования. У взрослых есть

несколько способов контроля над поведением ребенка:

• негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;

• позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.

Какой же из этих способов воспитания эффективней?

Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не

всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми.

Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда

его рука уже почти коснулась горячей поверхности.

Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практически

невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь

недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы

выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и

замечания взрослых в полной мере подействовали на ребенка, они должны быть

им услышаны и приняты к действию. Как правильно выдвигать свои требования

и запреты? Психолог Шейла Айберг предлагает следовать следующим правилам:

1. Запретов и требований не должно быть очень много. Наличие большого

количества ограничений и запретов, ведет к развитию безволия и

нерешительности у ребенка.

2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими

потребностями ребенка. Например, мы не должны ограничивать потребность

ребенка в движении или его исследовательские интересы только потому, что

боимся, что он что-нибудь разобьет. Лучше создать для него безопасные

условия. Исследовать лужи можно, но только в резиновых сапогах. Даже бросать

камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.

3. Не нужно давать смутных, непонятных указаний. Все требования, обращенные

к ребенку, должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что от него хотят. Пример: смутное требование – веди себя прилично, конкретное –

пожалуйста, говори тише. Уклончивое требование – иди сядь, конкретное –

присядь рядом со мной.

4. Давайте короткие и четкие указания. Ребенку проще следовать коротким,

нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми.

Пример: короткое требование – положи книжки на полку, сложное – уберись в

комнате.

5. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему

не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов

«прекрати», «не». Пример: негативное требование – прекрати качаться на стуле,

позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.

6. Проявляйте уважение, не унижайте ребенка. Произносите требования

нейтральным тоном. Не умолять и не кричать. Это сделает общение между вами

и ребенком более комфортным. Требования и запреты, данные в сердитой или

властной форме, воспринимается вдвойне тяжелее. Пример: немедленно встань

рядом со мной! На вопрос: "Почему нельзя?" - не стоит отвечать: "Потому что

я так велю!", "Нельзя, и все!". Нужно коротко пояснить: "Уже поздно", "Это

опасно".

7. Давайте ребенку только те указания, которые он сможет выполнить. Нечестно

будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше

требование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп»,

выполнимое указание – нарисуй картинку.

8. Запреты, требования и ограничения должны быть согласованы родителями

между собой.

Наказания помогают добиться желаемого и вырабатывают дисциплину ребенка.

Но не следует ими злоупотреблять. Поскольку каждое наказание вызывает у

ребенка негативные эмоциональные переживания и гнев, либо постоянное

подавление этого гнева. Подавляемый гнев может перерасти в агрессивную

форму поведения. В этом случае, ребенок может начать действовать

исподтишка, специально делать что-либо «назло».

К чему это может привести? Во-первых, к ухудшению взаимоотношений между

родителями и ребенком, а, во-вторых, постоянное ожидание наказания может

подавить проявление инициативы у ребенка. Он будет бояться самостоятельно

принимать решения и браться за новое дело, так как у него станет преобладать

мотивация «избегания неудач», а не «достижения успеха». Все это может

значительно усложнить его жизнь в будущем.

Поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях, используя при этом

конструктивные формы наказания:

1. Используйте "Естественное наказание". Оно представляет собой отказ от

помощи ребенку в ситуации непослушания. Например, когда ребенок, сидя за

столом, играется со стаканом сока, и, затем, его проливает, не спешите бежать на

помощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок, а затем

переодеться. Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно с

кружками, тарелками и пищей имеет смысл обращаться аккуратно. Со временем ребенок сам научится устанавливать причинно-следственную связь между

своими поступками и их результатами.

2. Наказание должно быть справедливым. В этом случае не пострадает

самооценка ребенка, а наказание принесет реальную пользу. Например, если он

разлил воду на полу, потому что хотел полить цветы, но не удержал в руках

тяжелую бутылку, – это повод не для наказания, а для покупки маленькой лейки.

А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое ему

запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания.

3. Соблюдайте последовательность. Наказание принесет пользу и не причинит

вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Поэтому важно, чтобы

запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже

совершен.

Публикации по теме:

Круглый стол для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье» Цель. Формирование у родителей культуры поощрения и наказания ребёнка в семье. Задачи. - Дать родителям возможность задуматься над проблемами.

Консультация для родителей «Поощрение или наказание в процессе воспитания ребёнка» Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало.

Фотозарисовка «Продуктивные выходные»Фотозарисовка «Продуктивные выходные» Продуктивные выходные. Подходят к концу летние денечки. Уже скоро начнется учебный год в заботах и хлопотах. Двадцать шестого августа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание
Опубликовано: 24 августа 2024 в 16:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Власова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД