Татьяна Власова
Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание
Для того чтобы ребенок хорошо социализировался в обществе и развился в
полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не всегда дети
с удовольствием соблюдают правила и выполняют требования. У взрослых есть
несколько способов контроля над поведением ребенка:
• негативные способы : наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;
• позитивные способы : просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.
Публикация «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание» размещена в разделах
Какой же из этих способов воспитания эффективней?
Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не
всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми.
Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда
его рука уже почти коснулась горячей поверхности.
Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практически
невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь
недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы
выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и
замечания взрослых в полной мере подействовали на ребенка, они должны быть
им услышаны и приняты к действию. Как правильно выдвигать свои требования
и запреты? Психолог Шейла Айберг предлагает следовать следующим правилам:
1. Запретов и требований не должно быть очень много. Наличие большого
количества ограничений и запретов, ведет к развитию безволия и
нерешительности у ребенка.
2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими
потребностями ребенка. Например, мы не должны ограничивать потребность
ребенка в движении или его исследовательские интересы только потому, что
боимся, что он что-нибудь разобьет. Лучше создать для него безопасные
условия. Исследовать лужи можно, но только в резиновых сапогах. Даже бросать
камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.
3. Не нужно давать смутных, непонятных указаний. Все требования, обращенные
к ребенку, должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что от него хотят. Пример: смутное требование – веди себя прилично, конкретное –
пожалуйста, говори тише. Уклончивое требование – иди сядь, конкретное –
присядь рядом со мной.
4. Давайте короткие и четкие указания. Ребенку проще следовать коротким,
нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми.
Пример: короткое требование – положи книжки на полку, сложное – уберись в
комнате.
5. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему
не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов
«прекрати», «не». Пример: негативное требование – прекрати качаться на стуле,
позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.
6. Проявляйте уважение, не унижайте ребенка. Произносите требования
нейтральным тоном. Не умолять и не кричать. Это сделает общение между вами
и ребенком более комфортным. Требования и запреты, данные в сердитой или
властной форме, воспринимается вдвойне тяжелее. Пример: немедленно встань
рядом со мной! На вопрос: "Почему нельзя?" - не стоит отвечать: "Потому что
я так велю!", "Нельзя, и все!". Нужно коротко пояснить: "Уже поздно", "Это
опасно".
7. Давайте ребенку только те указания, которые он сможет выполнить. Нечестно
будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше
требование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп»,
выполнимое указание – нарисуй картинку.
8. Запреты, требования и ограничения должны быть согласованы родителями
между собой.
Наказания помогают добиться желаемого и вырабатывают дисциплину ребенка.
Но не следует ими злоупотреблять. Поскольку каждое наказание вызывает у
ребенка негативные эмоциональные переживания и гнев, либо постоянное
подавление этого гнева. Подавляемый гнев может перерасти в агрессивную
форму поведения. В этом случае, ребенок может начать действовать
исподтишка, специально делать что-либо «назло».
К чему это может привести? Во-первых, к ухудшению взаимоотношений между
родителями и ребенком, а, во-вторых, постоянное ожидание наказания может
подавить проявление инициативы у ребенка. Он будет бояться самостоятельно
принимать решения и браться за новое дело, так как у него станет преобладать
мотивация «избегания неудач», а не «достижения успеха». Все это может
значительно усложнить его жизнь в будущем.
Поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях, используя при этом
конструктивные формы наказания :
1. Используйте "Естественное наказание". Оно представляет собой отказ от
помощи ребенку в ситуации непослушания. Например, когда ребенок, сидя за
столом, играется со стаканом сока, и, затем, его проливает, не спешите бежать на
помощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок, а затем
переодеться. Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно с
кружками, тарелками и пищей имеет смысл обращаться аккуратно. Со временем ребенок сам научится устанавливать причинно-следственную связь между
своими поступками и их результатами.
2. Наказание должно быть справедливым. В этом случае не пострадает
самооценка ребенка, а наказание принесет реальную пользу. Например, если он
разлил воду на полу, потому что хотел полить цветы, но не удержал в руках
тяжелую бутылку, – это повод не для наказания, а для покупки маленькой лейки.
А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое ему
запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания.
3. Соблюдайте последовательность. Наказание принесет пользу и не причинит
вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Поэтому важно, чтобы
запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже
совершен.