Лариса Крылова
Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовим ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Айдаркина Л. А.
Конспект родительского собрания в подготовительной группе
на тему: «Готовим ребёнка к школе»
Сценарий собрания
Цель: организация совместную работу детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребёнка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Публикация «Конспект родительского собрания в подготовительной группе „Готовим ребёнка к школе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи: способствовать эмоциональному расположению друг к другу участников родительского собрания, зарождению основы для будущего доверия; дать родителям и педагогам дошкольного учреждения опыт игрового взаимодействия друг с другом, игровой культуры общения.
Форма проведения: круглый стол.
Место проведения: музыкальный зал или групповая комната.
Подготовка:
1. Изготовление с детьми пригласительных на родительское собрание для родителей.
2. Подготовка и печать памяток для родителей «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу» и «Памятки для родителей по подготовке детей к школе».
3. Изготовление плаката совместно с детьми «Скоро в школу!».
4. Организация выставки методической и художественной литературы по теме собрания.
5. Подготовка музыкального сопровождения (осенняя музыка).
Оборудование: букет из осенних листьев, листочки с ручками по количеству участников собрания, флешка с осенней музыкой, ноутбук.
План проведения:
1. Приветствие. Игра «Комплимент».
2. Беседа на тему «Подготовка детей к обучению в школе».
3. Преемственность в обучении детей в детском саду и школе. Упражнение «Экзамен для родителей».
4. Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе.
5. Проект решения родительского собрания.
Ход собрания
(Стулья располагаются по кругу, что уже изначально будет положительно располагать родителей к взаимодействию с вами. Заранее подготовьте ручки, чистые листочки, букет из осенних листочков).
1. Приветствие. Игра «Комплимент».
– Я рада, видеть Вас, дорогие и любимые наши мамы и папы, на нашем собрании и предлагаю начать нашу встречу с игры «Комплимент».
Цель: установить между родителями контакт, сформировать у них положительный настрой.
Родители сидят в кругу, играет спокойная осенняя мелодия. Начиная с воспитателей, каждому участнику необходимо представиться, передавая букет из осенних листьев и сказать рядом сидящему соседу комплимент или какое-либо пожелание. Замкнуть круг пожеланий и комплиментов на воспитателях, обозначив это так, что мы, воспитатели, и вы, родители – едины, совместно мы создаем настроение нашим детям.
2. Беседа на тему «Подготовка детей к обучению в школе».
– Вот и наступил последний год перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком. Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу в течение этого года. «До школы еще целый год!» – часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров. Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично.
Перед вами и перед нами сейчас стоит важная, ответственная задача – подготовить ребенка к школе.
– ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНАЯ И ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗАДАЧА? Да потому, что в школе с первого же дня ребенок встречается со многими трудностями. Для него начнется новая жизнь, появятся первые заботы, обязанности:
1. самостоятельно одеваться, умываться;
2. внимательно слушать и слышать;
3. правильно говорить и понимать то, что ему говорят;
4. спокойно сидеть в течение 35 минут;
5. быть внимательным;
6. уметь самостоятельно выполнять домашние задание.
Очень важно с первых дней пробудить у ребенка интерес к школе, поселить в нем желание выполнять каждое задание, как можно лучше, упорно и настойчиво трудиться.
Заметьте, если у школьника учение идет успешно, то он занимается с охотой и наоборот, неудача вызывает нежелание учиться, идти в школу, страх перед трудностями. Эта неудача расслабляет и без того еще слабую волю ребенка. Мы взрослые по себе знаем, каким большим стимулом в работе является, успех, как он окрыляет нас, как хочется больше работать.
Хорошо подготовить детей к обучению к школе – это значит, как думают некоторые родители, научить детей читать, писать. Но это не так! Чтению и письму их будут обучать в школе учителя – специалисты, знающие методику. Важно подготовить ребенка к школе физически и психологически, социально. Как это сделать, расскажем вам на сегодняшнем собрании.
Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, то есть рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Критерии готовности ребёнка к школе:
1. Физическая готовность – это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок здоровым, бодрым).
2. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
3. Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом («Там много ребят, и можно будет играть с ними») не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть: к новому педагогу; к новому коллективу; к новым требованиям; к повседневным обязанностям.
Поэтому Вам, родители, надо обратить сейчас серьезное внимание на воспитание у них:
• послушания;
• сдержанности;
• вежливого отношения к людям;
• умение культурно вести себя в обществе детей, взрослых.
Чтобы воспитать послушание у ребенка, надо систематически изо дня в день, не повышая тона, не теряя терпения добиваться от ребенка выполнения всех требований взрослых с одного слова, если не получается у ребенка надо показать ему, научить, но не ругать и не кричать. Если поручаем какое-нибудь дело надо, чтоб ребенок доводил его до конца, контролировать. Нет слова «не хочу», «не буду».
Пример: I. Толя, придя из школы домой, почти никогда не знает, что объясняла учительница, что она задала на дом. И часто маме приходится справляться у других детишек.
Пример II. Мама зовет Леню домой. «Леня! Иди домой!». А он невозмутимо играет. «Леня! Ты слышишь или нет?». А Леня по-прежнему невозмутим, как будто сказанное относится ни к нему. И только тогда, когда слышит угрожающие: «Ну хорошо! Только приди тебе будет! Он поворачивает голову» ну - ну сейчас! Слышу!».
Вот такие Лени, Толи, в классе ни как не реагируют на слова учительницы, занимаясь чем-то другим, не относящимся к уроку. Они не достают вовремя учебников, не открывают их на нужной странице, не слышат объяснений, не знают, как надо выполнять то или иное упражнение. Решать примеры, не слышат и заданий на дом. Иногда такой ученик бывает искренне удивлен: «Я не слышал, что вы сказали» - говорит он. Он не слышал не потому, что не хотел, а потому, что его не приучили слушать, слышать и немедленно выполнять указание взрослых с одного слова. Если ребенок часто отвлекается, чем то надо привлечь его внимание, а потом давать поручения: «Послушай, что я скажу».
Пример сдержанности: Лена пришла из школы огорченная. В школе её учительница наказала. По её словам, она ничего плохого не делала, только когда решали примеры, не удержалась и громко сказала сколько получится. Почем у же она не умела сдерживать свои порывы.
Дети дошкольного возраста подвижны, непоседливы. Поэтому важно до школы вырабатывать у них привычку сдержанности, умение тормозить чувства, желание, если они противоречат интересам окружающих.
Если вы хотите, чтобы ребенок ваш был вежлив, скромен, почтителен с взрослыми и детьми, недостаточно ему говорить «Будь вежливым», ему надо прививать правила вежливости.
3. Преемственность в обучении детей в детском саду и школе. Упражнение «Экзамен для родителей».
Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого им нужно ответить на ряд вопросов, ответы на которые пишут на заранее приготовленных листочках.
Примерные вопросы:
1. Какие занятии проводятся в детском саду?
2. Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?
3. Сколько занятий в день проводится в детском саду?
4. Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
5. Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду?
6. Длительность урока в школе?
7. Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду?
8. Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?
Итак, выше я рассказала о роли родителей в подготовке детей к школе.
Вся учебно-воспитательная работа детского сада направлена на всестороннюю подготовку ребенка к обучению в школе.
Детский сад воспитывает интерес к школе, желание учиться.
В детском саду воспитывают: самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность, опрятность, чувство дружбы, товарищества.
Дети получают знания по родному языку, математике, лепке, рисованию.
Детей учат внимательно слушать, понимать взрослых, быть усидчивыми, внимательными на занятиях.
4. Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе.
Таким образом, родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
И, напоследок я хочу дать методические подсказки, которые вам пригодятся в процессе подготовки ребёнка к школе.
• Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю, занятия желательно проводить в одно и то же время.
• Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
• Рисовать (писать, читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
• Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
• Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
• Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
• Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
• Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
• Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.
5. Проект решения родительского собрания
Принять к сведению содержание памяток «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу» и «Памятки для родителей по подготовке детей к школе».
Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи – созданию благоприятного условия для подготовки детей к школе.
Список литературы
1. Иода С. В. Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе / Электронный ресурс: https://dtds1.schools.by/pages/pozhelanija-roditeljam-v-protsesse-podgotovki-rebenka-k-shkole
2. Консультация для родителей «Скоро в школу» / Электронный ресурс: http://virtualtaganrog.ru/maps/events/konsultacija-dlja-roditelei-skoro-v-shkolu.html
3. Огнева О. В. Семинар-практикум «Развивающие игры в кругу семьи» / Электронный ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/14/seminar-praktikum-razvivayushchie-igry-v-krugu-semi
4. Хасбулатова О. А. Рродителям первоклассника. Рекомендации специалистов / Электронный ресурс: http://gigabaza.ru/doc/1495.html
5. Ширко Г. Л. «ФГОС ДОУ и подготовка детей к школе» / Электронный ресурс: http://ped-kopilka.ru/blogs/galina-leonidovna-shirko/statja-fgos-dou-i-podgotovka-detei-k-shkole.html