Натэлла Удикова
Круглый стол с родителями на тему «Поощрение и наказание детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обсудить с родителями способы наказания и поощрения в семье.
Задачи:
- выявить умение родителей правильно оценивать поступки своих детей;
- формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье, умение находить альтернативы наказанию ребенка;
- дать практические рекомендации о методах наказания и поощрения в семье.
Публикация «Круглый стол с родителями на тему „Поощрение и наказание детей в семье“» размещена в разделах
Участники: родители, педагог.
Предварительная работа: оформление выставки детского творчества-рисунки на тему «Моя семья»; семейные фото; разучивание с детьми четверостиший о семье; видеозапись чтения стихотворений детьми о семье; презентация с выдержками ученых; памятки для родителей; листы бумаги форматаА-4; карандаши цветные, фломастеры.
Организационная часть:
Для родителей звучат песни о семье.
Ход круглого стола:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я всех вас рада видеть за нашим круглым столом!
В семье каждого из вас растет ребенок. Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего ребенка, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной. Пожалуй, ни в чем человечество не имеет такого огромного опыта, как в воспитании детей. И в то же время ничто так не таит в себе столько трудностей, как воспитание…
Вы должны понять мысль А. С. Макаренко о том, что «воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Иметь детей – это счастье, но это не значит, что ребёнок постоянно приносит только радость и ласку. Время от времени мамы и папы сталкиваются с плохими поступками своих детей, с их грубостью и непослушанием. В этом случае обычно родители прибегают к наказанию ребёнка, чтобы избежать повторения инцидента. Но в таком деле важно не перегнуть палку и совершенно недопустимо физическое и психологическое насилие.
Как вы думаете, как же правильно наказывать ребёнка, чтобы не причинить ему вреда, и в то же время суметь донести до него, в чем он виноват? Надо ли вообще наказывать ребёнка? (Ответы родителей).
Игра. На листе бумаги нарисуйте свою ладонь. Затем, сверху подпишите каждый палец буквой имени своего ребенка ( например: Саша, Марина и т. д.). А теперь в каждом пальце напишите на данную букву любое положительное качество вашего ребенка. Расскажите нам о том, что вы написали. (Выслушиваются ответы родителей).
В центре ладони нарисуйте схематично кто для вас ребенок дома (кошечка, рыбка и т. д.). (Родители рассказывают о том, что они изобразили).
Вот как все вы очень любите своих детей и хотите им только добра! А вот какими вы видите себя по отношению к вашим детям? (Ответы родителей).
Скажите, пожалуйста, если вас огорчают ваши дети, где-то не дослушались, где-то пошалили, как вы их наказываете? (Ответы родителей).
Я хочу прочитать вам небольшую притчу.
Однажды к учителю пришла молодая крестьянка и спросила:
– Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?
– Посмотри, женщина, на виноградную лозу, – сказал учитель. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.
Так же и с детьми. Сочетания поощрений и наказаний должно быть разумным. Наказывать ребенка нужно только с холодной головой и обязательной любовью к нему. Недопустимы элементы жестокости. Такие как подзатыльники, щипки, выкручивание рук или ушей. Бывают случаи, когда в наказание детей родители вкладывают еще и свое плохое настроение, раздражительность, на них свои собственные неудачи. Это совершенно недопустимо. Вы можете нанести не только телесные повреждения, но и травмировать психику ребенка, что приведет к патологической боязни наказания. А ведь для нас главное – чтобы дети понимали, за что их наказывают. Часто родители, вспомнив о своих воспитательских обязанностях, так начинают «воспитывать» ребенка, что переходят грань между адекватным наказанием и жестоким обращением.
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Психические травмы, вызванные жестоким обращением со стороны родителей, могут привести к серьезным нарушениям. Ребенок может принять на себя роль «вечной жертвы», снова и снова попадая в ситуации насилия, или сам становиться агрессором, увеличивая общий уровень жестокости в обществе.
Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.
Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай.
За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
Недопустимо запоздалое наказание. Иногда родители ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения.
Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им, как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
Поймите, чем меньше «нельзя», окриков, одергиваний без нужды, тем послушнее дети!
«Надо так воспитывать ребенка, чтобы один суровый взгляд обычно ласковой матери уже становился для него наказанием. И будет прекрасно, если вам не потребуется других мер воздействия».
Если одного взгляда мало, вы можете сказать: «Ты нехорошо сделал, мне это неприятно и не хочется с тобой разговаривать!» – и некоторое время не говорите с ребенком.
А как правильно поощрять ребенка? Хорошо если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд. Хвалить, так же как и бранить, не надо без особого к тому повода. Поощряйте ребенка за то, что он действительно сделал с усилием, для чего трудился.
Например: «Вот как ты хорошо сегодня сам убрал игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (почитать книжку или пойти в зоопарк)». Но всякий раз хорошенько обдумайте ваше обещание, потому как оно должно быть обязательно исполнено. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.
Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость, и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребенка, особенности возраста. А. С. Макаренко советовал родителям «быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз.». Следовательно, тон взаимоотношений родителей с детьми должен сочетать спокойствие, уравновешенность, приветливость с решительностью и деловитостью.
Какие слова вы бы использовали в качестве поощрения и поддержки своего ребенка? (Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно! Ты делаешь это очень хорошо! Ты делаешь это красиво).
Решение педагогических ситуаций. Игра – инсценировка «Как поступить?»
– Задание для команд. Одна команда – «дети» придумывает конфликтную ситуацию «ребенок-родитель», другая – «родители» – разрешают ее (дети провинились – родители ругают). (Обсуждение).
Включается видеозапись детских чтений стихотворений.
А теперь вам хотелось бы дать домашнее задание – вместе с детьми смастерить поделку, дать название и принести в детский сад!
Итог. Помните! Что ребёнок – это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало!