Ткачева Юлия
Матрицы Грофа: возможности повышения адаптационных возможностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Матрицы Грофа : возможности повышения адаптационных возможностей детей».
В современной психологии не мало споров о том, как влияют эмоции, ощущения мамы во время беременности и родов на психику ребенка. Отражаются ли родовые переживания на психике малыша, что он испытывает в данный момент? Чем могут помочь взрослые и стоит ли это делать? Попытался ответить на эти вопросы Станислав Гроф в своей теории перинатальных матриц.
Публикация «Матрицы Грофа: возможности повышения адаптационных возможностей детей» размещена в разделах
С. Гроф описывает четыре перинатальные матрицы, во время которых формируется наше психическое здоровье.
Первая перинатальная матрица «Матрица наивности» эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. Если ребенок нежеланный, мать находится в состоянии стресса, болеет, конфликтует с кем либо, то такой ребенок может ощущать ненужность, испытывать вину за свое существование, испытывать тревогу и беспокойство. Решение: говорить ребенку слова любви; радоваться его существованию; безусловное принятие его таким, какой он есть; акцентировать внимание на половой принадлежности малыша: «Девочка моя любимая», «Мальчик ты мой любимый»; слова любви, признания и одобрения не должны быть связанны с достижениями ребенка. Игры и сказки: Сэм Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?».
Вторая базовая матрица «Матрица жертвы». Вторая матрица начинается от момента начала схваток до полного открытия шейки матки и начала потуг. Состояние жертвы, это когда плохо, на тебя давят, и нет выхода. При этом возникает чувство вины, которое берется на себя: «Я был плох, и меня изгнали». В этой матрице вырабатывается пассивная сила, терпеливость, настойчивость, умение выживать. При благоприятном прохождении данного периода человек научается ждать, терпеть, переносить неудобства жизни. Если процесс схваток затягивается, у ребенка формируется роль жертвы; аутоагрессия; заниженная самооценка; зависимость от окружающих. Решения: хвалить ребенка чаще; разбирать его поведение с друзьями, учить давать отпор обидчику, защищаться; стимулировать ребенка озвучивать свое мнение и цивилизованно отстаивать его; не давать оценок и сравнений; агрессию снимать активными играми, шуточной борьбой, «сражениями со злодеями». Игры: «Пылевыбивалка» (Игра предназначена, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Из мягкой подушки среднего размера просим ребенка помочь выбить пыль. Ребенок может с ней делать все, что угодно: бить руками, пинать, подбрасывать); «Подеремся?» (Необходимо вместе с ребенком вооружиться большими подушками и устроит бой). Если процесс схваток проходит слишком быстро или отсутствует, у ребенка формируется тенденция бросать дела на середине; неумение ждать и бороться. Решение: игры, требующие ожидания и усидчивости; поддерживать ребенка в его начинаниях и, что особенно важно, в доведении их до конца. Достигнутый наспех и неаккуратный результат хвалить, а не критиковать. Стимулировать ребенка делать несложные задания самостоятельно, помощь оказывать минимальную. Дать возможность ребенку насладиться и процессом, и результатом. Моделировать ситуации, в которых ребенок должен подождать. Проговаривать ребенку происходящее, акцентировать внимание на терпении, хвалить за терпение. Игры: сбор пазлов; раскрашивание карандашами, мелками, красками; чтение сказок; поделки из бумаги, пластилина, природных материалов; сбор украшение своими руками; конструирование вместе с ребенком по образцу или произвольно; сортирование круп, бусин, стеклянных камушков, других мелких предметов.
Третья перинатальная матрица – «Матрица борьбы» характеризуется отчаянной борьбой за выживание, сильнейшим механистическим сдавливанием и удушьем, контактом с биологическими продуктами (кровь, слизь и т. д.). Но возникает перспектива прекращения невыносимой ситуации. Усилия и интересы ребенка и матери совпадают. При неблагоприятном прохождении «Матрицы борьбы» формируется излишняя агрессия, человек склонен попадать в ситуации, где нужно бороться, выживать, формируется девиз «жизнь – борьба». Или, наоборот, неумение отстаивать интересы, бороться, действовать, тенденция ожидать помощи извне. Решения: в первую очередь необходимо учить малыша расслабляться; моделировать ситуации и игры, в которых спокойствие, доброжелательность приносят больше радости, чем борьба; учить ребенка видеть позитивное. Важно все задания и препятствия должны быть ощутимыми, но преодолимыми! Игры и сказки. Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании: «Ленивая кошечка», сказка В. Г. Сутеев «Яблоко». При недостаточном прохождении периода или его отсутствии решения проблем включают: игры с преодолением препятствий, игра «выбраться из тоннеля», прохождение «полосы препятствий», поощрение самостоятельных начинаний ребенка, поддержка в решении проблем, занятия спортом.
Четвертая базовая матрица «Матрица свободы». Отделение от матери, после пересечения пуповины прекращается телесная связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомический индивид. В случае, когда ребенка отлучают от матери в первые минуты жизни, в дальней жизни возможны проблемы в виде потери человеком смысла жизни. Решения: максимальный физический контакт с ребенком в первые месяцы жизни. Необходимо носить малыша на руках или в «кенгуру»; совместный сон; полноценное грудное вскармливание; рассказывать о достижениях ребенка родным и близким; поощрять в присутствии посторонних людей. Игры и сказки: книга Маргарет Уайз Браун «Как зайчонок убегал».