Олеся Ляпина
Лэпбук и его возможности в развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Лэпбук и его возможности в развитии детей младшего дошкольного возраста»
Ляпина Олеся Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №28»ст. Незлобная
В условиях модернизации дошкольного образования требования Стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из итоговых результатов выпускника детского сада является такое качество как: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников посовместной деятельности, которая наряду с самостоятельной деятельностью, является сегодня приоритетной моделью обучения, развития дошкольников и способствует достижению ими целевых ориентиров.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
При организации образовательного процесса в группе я столкнулась с проблемой взаимодействия ребенка со сверстником: дети не умеют включаться в совместную деятельность: принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. Все это приводит к конфликтам, разобщенности, не умению доводить дело до конца. В нашем «педагогическом багаже» пока мало разнообразных образовательных форм совместной деятельности взрослого с детьми, которые бы соответствовали современному дошкольному образованию, были интересны дошкольникам. Гризик Татьяна Ивановна, говорит, что чем больше в «багаже» педагога будет разнообразных современных форм работ с детьми, тем ярче, богаче и насыщеннее становится жизнь дошколят.
Определив для себя проблему, я изучила методическую, психолого-педагогическую литературу, акцентируя свое внимание на формах, подходах организации совместной деятельности. При ознакомлении с очередным номером журнала «Дошкольное образование», я со своими старшими наставниками (Л. В. Калинкиной, заве. д/с и Л. А. Мартиросовой, ст. воспитателем) заинтересовались незнакомой нам формой работы с детьми, которая имеет такое непривычное название как «Лэпбук».
Перечитав огромное количество литературы я узнала, что"Лэпбук" (lapbook) - сравнительно новое средство обучения, пришедшее в российское образование из Америки. В дословном переводе с английского "Лэпбук" значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). По мнению авторов, которые представили свои статьи на разных сайтах и в периодической печати, "Лэпбук" представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями. Авторы статей делают акцент на том, что "Лэпбук" это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, повторить пройденный программный материал. Однако, как мне кажется, его можно использовать не только при обобщении изученного, но и при освоении детьми нового содержания. Тогда при создании «Лэпбука» ребенок научается самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Следовательно, работа с лэпбуком будет осуществляться по-разному, в зависимости от образовательных задач.
Я считаю, что использовать"Лэпбука" целесообразно при реализации комплексно-тематической модели, на основе которой выстраивается образовательный процессв нашем детском саду.
Сначала я использовала лэпбук для обобщения опыта детей по теме «Времена года».Первую тематическую папку «Времена года» я изготовила сама и предложила ее ребятамв день рефлексии пройденной темы. Мы с ребятами рассмотрели "Лэпбук"как необычную книжку про времена года, в которой нет страниц, но есть интересные кармашки, конвертики и т. д. Интерес детей к папке был вызван не только ее красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием. Рассматривая книжки-малышки, конвертики и картинки, дети с удовольствием убеждались в том, как много они знают о временах года.
На родительском собрании познакомила родителей с лэпбуком «Времена года», родители заинтересовались и включились в совместную с детьми работу по его изготовлению: подбирали нужную информацию, картинки и т. п.
Первая неделя октября в нашей группе была посвящена теме «Осень», и сначала мы с ребятами составили план «Что мы хотим узнать про осень?». Дети предложили разные варианты: почитать книжки, рассмотреть журналы, посмотреть альбомы, в которых есть информация про осень. Я поставила перед детьми проблему: у нас накапливается много разной информации, а как же мы сможем её всю запомнить. Дети предложили нарисовать картинки, сделать книжку-малышку, записать и т. д. Я напомнила им о книге про времена года, и спросила, сможем ли мы все вместе сделать такую же книжку про осень. Ребята приняли предложенную мною цель.
Далее мы обсудили с детьми, какое содержание будет в нашей необычной книжке, наметили макет нашего лэпбука. Совместное определение содержания приводит детей к структурированию материала. Действуя по аналогии с уже знакомой папкой, дети выделяли то, что им интересно узнавать: осенние праздники, стихи, пословицы и загадки об осени, изменения в растительном мире и пр.
В содержание нашей новой папки вошло:
1. Мини-книжка «Осенние стихотворения»
2. Кармашек «Загадки об осени»
3. Конверт «Именинники осени»
4. Картинки трёх осенних месяцев
5. Ваза «Осенние листья»»
6. Конверт «Осенние праздники»
Оформление каждого кармашка, было распределено между детьми всей группы. План, который мы составили по изучению темы «Пришла осень» был конкретизирован: в какой день недели чем мы будем заниматься, и кто отвечает за оформление того или иного материала (раздела). В течение недели наша «книжка» (лэпбук) стала заполняться. Например, в понедельник в течение дня мы читали с ребятами стихотворения про осень. Во вторую половину дня ребята, ответственные за эту работу, занялись оформлением мини-книжки «Осенние стихотворения». Полученный результат мы приклеили в наш «Лэпбук». В четверг, на рисовании мы познакомились с осенние листочками, тем самым заполнили вазу. Итак,в течение всей недели наш лэпбук пополнялся материалом, который мы изучали.
Ребята были довольны полученными результатами, каждый стремился показать лэпбук своим родителям, и рассказать над какими кармашками он работал, и что это значит.
Последовательное изготовления лэпбука является культурной практикой, в процессе которой были использованы следующие виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
В результате данной культурной практики у детей развиваются социально культурные умения, такие как :
- планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
В перспективе планирую работу по изготовлению индивидуальных лэпбуков, исходя из интересов детей, когда каждый в течение определенного времени изготавливает свою книжку, а потом презентуетеё детям группы или, например, на родительском собрании, получится целая выставка лэпбуков. Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности.
Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.
Однако при работе у меня возникли следующие проблемные вопросы: Сегодня в научно-методическом подходе лэпбук не утвержден как средство или форма организации образовательного процесса, по моему мнению лэпбук может быть формой или средством в зависимости от образовательных задач в конкретной образовательной области. И определение разделов содержания лэпбука должно сформировываться исходя, тоже от образовательных задач.