Котова Ирина Владимировна
Система работы по изучению речевых и интеллектуальных возможностей детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по изучению речевых и интеллектуальных возможностей детей с ОНР
Коррекционная работа при общем недоразвитии речи должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию звуковой культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка — от тяжести проявления недостатков звукопроизношения и от степени снижения фонематических процессов.
Публикация «Система работы по изучению речевых и интеллектуальных возможностей детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Основные направления данной работы представлены в программе «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).
В ее основу положены следующие принципы:
раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
опора на закономерности онтогенеза;
развитие всех сторон речи в единстве: фонетико-фонематической и лексико-грамматической;
дифференцированный подход к детям с общим недоразвитием речи, имеющим различную структуру речевого нарушения;
связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.
Коррекционная работа по данной методике обеспечивает овладение детьми фонетической системой родного языка, самостоятельной связной, грамматически правильной речью, элементами грамоты.
Коррекционное обучение происходит 2 года и делится на этапы.
Основными задачами по формированию произношения являются:
формирование системы различаемых и противопоставленных друг другу фонем;
произношение слов различной слоговой сложности;
свободное использование навыков самостоятельной речи. Имея в виду данные задачи, логопед завершает постановку и автоматизацию отсутствующих звуков (свистящих, шипящих, сонорных, развивает фонематическое восприятие, навыки анализа и синтеза слов.
На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков осуществляется параллельно с развитием дикции и усвоением произношения слов сложного звуко-слогового состава.
На этапах закрепления правильного произношения звуков материал упражнений подбирается с учетом формирования лексико-грамматической стороны речи.
При формировании звукопроизношения перед логопедом стоят задачи:
исправить неправильное произношение звуков, научить ре-бенка вслушиваться в речь;
научить различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи;
научить удерживать в памяти воспринятый речевой материал;
научить слышать звучание чужой и собственной речи и уметь исправлять свои ошибки.
Данная система обучения рассчитана на три периода. Первый период длится два месяца: Задачами этого периода являются:
развитие звукопроизношения (воспитание внимания к звуковой стороне речи);
подготовка детей к анализу звукового состава слова;
развитие речи детей.
В процессе отработки звуков дети учатся различать звуки, наиболее противопоставленные (а — и—у, постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам (о—у, к—х). Постоянное сравнение звуков дает толчок для развития фонематического слуха.
Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения.
Подготовка к звуковому анализу имеет четыре ступени.
1. Уточнение артикуляции звуков у, а, и.
2. Анализ и синтез обратных слогов типа аи, ут, ок. На этом этапе изучаются звуки п, т, к, м.
3. Выделение ударных гласных из положения после согласного (дом, танк). В это время изучаются гласные о и ы, повторяются ранее пройденные.
4. Овладение анализом и синтезом прямого слога типа ма. Итогом первого периода обучения является умение произвести полный звуковой анализ односложных слов типа суп.
Развитие речи детей включает формирование произношения и одновременное устранение пробелов лексико-грамматического характера.
Основными задачами второго периода обучения являются постановка сложных по артикуляции звуков и дифференциация звуков по следующим признакам:
глухие и звонкие (ф—в, с—з, ш—ж);
мягкие и твердые (с—сь, з—зь);
свистящие и шипящие (с—ш, з—ж);
плавные и вибранты (л—р, лъ—рь).
Фронтальные занятия по произношению проводятся три раза в неделю, один раз — по обучению грамоте.
Закрепляются в произношении следующие звуки: б, д, г, в, ф, с, сь, з, зь.
Во второй период обучения упражнения на правильное употребление звуков в слове сочетаются с лексико-грамматическими заданиями. К концу данного периода постановка отсутствующих звуков должна быть закончена.
Закрепление умений правильно и четко произносить предложения сочетается с развитием слухового внимания и памяти.
В течение третьего периода обучения проводятся два занятия в неделю по произношению и два по обучению грамоте.
Закрепляются в произношении следующие звуки: ш, ж, р, рь, л, ль, щ, ц, ч.
Обучение грамоте осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков.
Содержание обучения распределяется по периодам.
Первый период: завершение работы по формированию готовности к обучению грамоте, начатой в старшей группе на занятиях по формированию звуковой культуры речи.
Второй период: начало обучения грамоте. Знакомство с гласными буквами (а, у, о, и, с согласными (м, п, т, к, с); складывание из букв разрезной азбуки слогов (му, су, слов (мак, суп) по следам звукового анализа и синтеза; преобразование слов путем добавления, перестановки, замены звуков; осмысленное чтение.
Третий период: обучение грамоте. Расширение объема изучаемых звуков и букв (ш, р, л, з, ц, ч, щ); анализ и синтез односложных слов со стечением согласных (стол, двусложных слов (мышка, трехсложных слов (панама); упражнения на определение пропущенной буквы в слове; чтение слогов, составление слов из слогов; обучение слитному чтению с объяснением смысла прочитанного; членение предложений на слова, определение порядка и количества слов в предложении.
Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения, предлагаемые детям в занимательной, игровой форме, с включением элементов соревнования.
На протяжении всего обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия осуществляется одновременно с развитием звуко-буквенного анализа и синтеза. Такая работа направлена на предупреждение дисграфии и дислексии.
У детей III уровня фразовая речь в целом сформирована, остаются элементы аграмматизма в виде неправильного употребления множественного числа существительных и прилагательных в косвенном падеже, неправильного употребления существительных и прилагательных в сочетании с числительными.
Основным содержанием занятий по развитию речи является дальнейшее углубление и расширение словаря, грамматических представлений и развитие навыков связной речи.
При работе над формированием связной речи у детей с ОНР используют вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование план высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:
1. пересказ рассказа по наглядному действию;
2. рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
3. пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
4. пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
5. составление рассказа по серии сюжетных картин;
6. пересказ рассказа по сюжетной картине;
7. рассказ по сюжетной картине.
Применение этой системы позволяет формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями.
Таким образом, коррекционная работа обеспечивает овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность значительной части детей к обучению в общеобразовательной школе.