Татьяна Черненкова
Современный взгляд на возможности детей с ТМНР и их способность к образованию
▼ Скачать + Заказать документы
ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №1»
Тема: Современный взгляд на возможности детей с ТМНР и их способность к образованию.
Выполнила
учитель-дефектолог
Черненкова Т. Х.
В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Дети данной группы в структуре дефекта, имеют сложные переплетения нескольких нарушений, (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, главным из которых, являются интеллектуальные нарушения различной степени выраженности. Это определяет невозможность освоения ими академических (школьных) знаний, а также создает значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми. Ранее эти дети оказывались вне системы образования и в большинстве своём направлялись в учреждения системы социального обслуживания, где помощь сводилась к содержанию и уходу. Приученные в условиях интернатного учреждения к иждивенчеству и опеке, лица с ТМНР обнаруживали полную не способность к независимой жизни в социуме. Таким образом, ошибочное понимание «обучаемости» как способности ребёнка осваивать академические (школьные) знания, на многие десятилетия сформировало у общества негативные стереотипы относительно этой категории детей и нанесло невосполнимый социальный, нравственный и правовой урон нескольким поколениям детей с ТМНР и их семьям.
Публикация «Современный взгляд на возможности детей с Тмнр и их способность к образованию» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Сегодня, благодаря изменениям государственной политики России в сфере образования, дети с ТМНР получили право на обучение и воспитание в системе образования, а также на коррекционно-развивающую помощь в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями. В представлениях современного педагога ребёнок с ТМНР - это лицо, потенциально способное действовать и достигать независимости (в определённых областях жизнедеятельности и на определённом уровне, включаться в социум (с разной степенью участия).
Цель обучения и воспитания детей с ТМНР – подготовить их к максимально возможной самостоятельной жизни, научить их по возможности обходиться без посторонней помощи в основных областях жизнедеятельности: моторика и передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, познание, труд и досуг.
Группа детей с ТМНР чрезвычайно неоднородна по своему составу. В неё включены лица с тяжёлой или глубокой интеллектуальной недостаточностью. Дети с ТМНР к началу обучения имеют разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены (крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты, звукоподражания или слово). Практически все дети с такими нарушениями имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. Из-за имеющихся интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными, целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют.
Основной сложностью в образовании является поиск и подбор соответствующих методик работы, которые позволяли бы не только обучать ребёнка, но прежде всего, корректировали его психофизические особенности и помогали решать ряд проблем, возникающих при совместной с педагогом деятельности.
Независимо от тяжести нарушений ребенок должен принимать участие в групповых занятиях. Они позволяют ему получить непосредственную обратную связь на свое поведение от сверстников и взрослых, запускают механизмы подражания и саморегуляции, помогают усвоить правила очередности. Важным моментом является также и создание среды для свободного взаимодействия детей друг с другом. Коммуникативное развитие ребенка в общении со сверстниками и взрослыми является прямой предпосылкой его успешной социализации и социальной интеграции.
Своеобразие интеллектуального развития детей с интеллектуальной недостаточностью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим ребенком. Им недоступны профессии, предъявляющие повышенные требования к коммуникативной деятельности, интеллекту и технике безопасности.
Круг профессий, которыми могут овладеть, очень ограничен. Ограничено количество профессиональных образовательных организаций, обучающих студентов с нарушением интеллекта.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни, т. е. образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей. Таким образом, ФГОС для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития направлен на обеспечение доступности образования для всех детей, включение их в систему образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения, места проживания; создание образовательной среды в соответствии с их возможностями и потребностями.
Основной задачей педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является адаптация данной категории детей в социуме.