Ирина Марченко
Значение мелкой моторики в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог В. Сухомлинский писал «Ум ребенка находится на кончике его пальцев».
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Публикация «Значение мелкой моторики в развитии речи детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:
внимание,
мышление,
координация,
воображение,
наблюдательность,
память,
речь.
Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.
Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.
Виды организованной деятельности и их направления, где можно с успехом применять упражнения на развитие мелкой моторики руки.
Познание:
Социализация (игровая деятельность).
Труд (самообслуживание).
Безопасность (сохранение жизни и здоровья).
Познавательно – речевое (развитие речи, сенсорное развитие и продуктивная деятельность).
Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве).
Коммуникация: (общение с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи).
Художественное творчество: (стихотворные формы в пальчиковой гимнастике, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Физическая культура (физкультминутки, пассивная гимнастика (массаж)
Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста.
Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игры и упражнения :
1. Игрушки-шнуровки - помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук. Развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа». Развивают усидчивость, внимание, терпение.
2. Деревянные пирамидки - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление.
3. Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
4. Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности.
5. Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, а также широко могут использоваться на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
6. Игры с резинками – Способствуют развитию фантазии, графического изображения. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной.
7. Пальчиковые игры - позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость.
8. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления.
9. Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления.
10. Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук.
11. Манипуляции с природным, бросовым материалом. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и зрительно-моторная координация, воображение, фантазию, усидчивость, любознательность ребенка.
12. Игра для формирования трехпальцевого хвата. Способствуют развитию восприятия, зрительно-моторной координации, что развивает ловкость пальцев.
13. Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
14. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Перекатывание карандаша или ручки, шишки или сенсорного шарика с шипами в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов:
дети становятся более внимательны, усидчивы,
больше общаются с воспитателем и сверстниками,
пополняется словарный запас,
кисть приобретает хорошую подвижность,
исчезает скованность движений,
меняется нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма.
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Вывод:
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Литература:
1. А. Белая, В. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»
2. И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»
3. Л. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»