Татьяна Глазкова
Презентация «Значение игр по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
- Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Тема нашей встречи Значение игр по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста.
Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с вами и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома.
Публикация «Презентация „Значение игр по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность данного мероприятия возникла в связи с тем, что, работая с детьми младшего возраста, мы выявили, что сенсорное развитие детей недостаточно и отстаёт, от уровня требований к данному возрасту мы решили заняться этой проблемой и привлечь Вас, родители, к помощи в этом вопросе.
Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребё нка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и так далее. И самое важное, что сенсорное развитие имеет прямое влияние на развитие речи детей.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств - предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом.
Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движении : от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Значение мелкой моторики очень велико! Она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, зрительная и двигательная память, координация движений и восприятием ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания связанные, например с письмом. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, в дальнейшем шить, готовить, мастерить и другое.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью в жизни ребенка.
Если мы с вами будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:
1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
2. Подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для сенсорного развития и развития мелкой моторики рук детей данного возраста.
Приложение.
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Можно фрукты, можно овощи, всё, что есть дома под рукой. Предлагается определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Пазлы.
Предлагаю изготовить своими руками простую игру «Собери картинку», в которую вы сможете дома поиграть с ребенком.
Возьмите любую картинку или открытку, (изображение должно быть понятно ребенку, вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и дома предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
Игра «Веселые прищепки».
Если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? (круглое! А какого оно цвета? (желтое). И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
Дидактическая игра «Ёжик»
Цель: - развивать внимание, мелкую моторику пальцев, познавательную активность; умение принимать воображаемую игровую ситуацию;
- учить различать четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий); выбирать «прищепку - колючку» в соответствии с цветом ежика.
Описание приготовления пособия:
вырезаем из картона 4 ёжика (красный, желтый, зеленый, синий) и прикрепляем прищепки по цветам.
Игра «Стирка».
Постираем белье. Белый лист бумаги мнем его, сначала одной рукой потом другой, приговаривая:
Мы бельё стирали.
В кадке полоскали.
Выжали, развесили,
То-то стало весело! Потом разгладим лист и прищепим прищепками. Белье сушиться.
Дидактическая игра «Стиральные машинки»
Цель: развитие сенсорных навыков
Задачи:
- Закреплять название основных цветов, учить их правильному произношению, знакомить с разными видами одежды (платье, брюки, юбка, футболка, шорты).
- Развивать цветовосприятие (ребенок должен хорошо различать цвета).
- Развивать логическое мышление (при принятии мышления, в какую стиральную машинку опустить синие платье или желтую юбку)
- Развивать мелкую моторику рук (необходимо взять пальчиками маленькую детальку из картона и опустить ее в отверстие стиральной машины).
- Воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.
Описание игры: ребенку нужно положить одежду так, чтоб цвет одежды и стиральной машинки были одинаковы.
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Игра «Шагаем в пробках»
Также пробки могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Можно устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное. Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Можно сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой, поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
«Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок!» (смена рук)
«Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье!»
Игра «Нарядим солнышко».
Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.
Задачи: Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с понятиями "такая", "не такая", "одинаковые", "разные". Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть коллективно. Развивать мелкую моторику рук.
Описание игры.
Взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца. Детям предлагается «нарядить солнышко», т. е путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу. Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения нарядить лучик.
Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого. Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона, старых бус, разрезанные старые фломастеры и другое.
Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.
Игра «Разноцветные клубочки».
Цель: познакомить детей с нитками; рассказать об их назначении; научить наматывать нитку на шаблон; развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно.
Задачи:
- Закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению.
- Развивать цветовосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвета).
- Развивать логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.
Следующий вид игр- это…
Игры с песком, крупами, бусинками, камешками и другими сыпучими материалами - пересыпание между ладошками, перекладывание пальчиками из одной емкости в другую, сортировка по цвету, форме, насыпание в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.
Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).
Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.
Игра «Золушка».
Перемешанные семена гороха, фасоли нужно перебрать отдельно друг от друга.
Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом.
Попробуйте дома предложить ребёнку взять 1-ну фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным и увидите, что деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!
Игра «Песочница»
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Геометрический планшет «Геометрик».
Пособие выполнено из деревянной доски, оклеено самоклеющейся плёнкой. Вся поверхность разделена на сектора при помощи силовых кнопок. Играть могут одновременно от 1 до 4 человек. Детям даются разноцветные канцелярские резиночки с помощью которых они изображают различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
В процессе разнообразных игр с геометрическим планшетом развивается мелкая моторика, фантазия, логика, пространственное восприятие, способность к концентрации внимания, усидчивость, ребенок знакомится с геометрическими фигурами, учится действовать по образцу и самостоятельно конструировать. Уникальная методика «рисования резиночками» даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, наладит связь между живым объектом и его схематичным изображением, развивая абстрактное мышление, воображение, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.
Сегодня мы вас познакомили лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
Дорогие Родители!
Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например, «Как интересно!», «Вот здорово!», «Давай помогу!», «Красота! «и т. д.
Памятка для родителей
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.).
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.