Марина Бельских
Материалы по самообразованию «Подвижные игры как средство физического развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Родничок»
Материалы по самообразованию на тему :
«Подвижные игры, как средство физического развития детей»
Выполнила: Бельских Марина Александровна
воспитатель старшей группы
первой квалификационной категории
Публикация «Материалы по самообразованию „Подвижные игры как средство физического развития детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Физическое воспитание. Планы самообразования
- Темочки
г. Мыски
Программа деятельности
по самообразованию педагога
на учебный год.
Педагог : Бельских Марина Александровна
Тема : «Подвижные игры, как средство физического развития детей».
Цель: изучить возможности подвижных игр в физическом развитии дошкольников
Задачи:
1. Представить теоретические основы проблемы физического развития дошкольников.
2.
Описать роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников
3.
Описать методики использования подвижных игр в физическом развитии дошкольников.
4. Проанализировать двигательную активность в подвижных играх детей старшей группы.
месяц Изучение методической литературы Методические мероприятия Изготовление пособий, атрибутов Работа с детьми Взаимодействие с родителями
ноябрь Абдульманова Л. В. Воспитание физической культуры у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004.-115.
Абдульманова Л. В. Развитие основ физической культуры детей 4 – 7 лет в парадигме культуросообразного образования. – Ростов н/Д6 Изд – во Рост. ун – та, 2005. -220 с.
Подвижные игры «У медведя во бору»,
«Гуси - лебеди», «Горелки», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот» и многие другие Папка – передвижка «Подвижные игры – залог здоровья малышей»
декабрь Быкова А. И. Подвижные игры в организации жизни детей и педагогическое руководство ими // Роль игры в д/с. – М. : АПН РСФСР, 1961. – с. 92-134.
Викулов А. Д. «Развитие физических способностей детей», Ярославль, 1996 г.
Подвижные игры на ловкость «Пескари», «Ниточка иголочка», «Колобок» «разноцветные мячи» и другие. Проведена индивидуальная беседа с родителя- ми Кыдымаевой Ивы
«Развитие ловкости».
январь. Изготовление атрибутов к досугу. Досуг Индивидуальная консультация для родителей Тайбычаковой Миши. «Развивать быстроту движений в подвижных играх»
февраль Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
Гориневский В. В., Марц В. Г., Родин А. Ф. Игры и развлечения : Сборник, 3 изд, перераб. И дополн. – М. : Молодая гвардия, 1924.- 195 с.
Кудрявцев В. Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. -М., 1998.
Консультация для педагогов «Значение подвижных игр». Подвижные игры на быстроту
«День ночь», «Переправа в обручах», «Эстафета с кубиками» «Ипподром», «Вороны и воробьи»
«Тень»
«Воевода»
«Все к своим флажкам
» и другие. Консультация для родителей
«Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей»
март Кенеман А. В., Осокина Т. И. «Детские народные подвижные игры», М., 1995 г.
Литвинова Т. И., «Русские народные подвижные игры», М., 1986 г.
Подвижные игры на гибкость :
«Скороходы»
«Прыгуны и ползуны»
«Мостик и кошка» «Постройте мост»
«Займи свободный мат»
«Альпинисты»
апрель Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей : Кн. для учителя. - Мн. : Нар. Асвета, 1989
Новоселова С. Л. О новой классификации детских игр//Дошкольное воспитание. – 1997. - №3. – С. 84-87.
Развивающее занятие «дорожка здоровья» Индивидуальная консультация на тему здорового образа жизни: «необходимость зарядки по утрам и после дневного сна»
май Покровский Е. А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. – М. : тип. А. А. Карцева, 1884. – 24с.
Игры на развитие силы : Перетягивания, сидя на полу «Лошадки»
Бег раков
Соревнование тачек
Скалка-подсекалка
Белый тополь, зеленый тополь Консультация для родителей «Оптимальная двигательная активность – залог гармоничного развития ребенка».
Актуальность.
Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.
Но не всегда, воспитатели в полной мере уделяют внимания подвижным играм в режиме дня ДОУ, направленных на физическое развитие детей. Хотя время подвижные игры имеют значительный потенциал для физического развития детей дошкольного возраста, они являются весьма привлекательными средствами физической культуры, полезными для обогащения двигательного опыта дошкольников, формирования культуры движений, образования эстетического вкуса, комплексного развития физических качеств ребенка. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка.
Физическое развитие детей дошкольного возраста
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в него включают и физические качества (быстрота, ловкость, глазомер, сила, выносливость) (А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева).
Физическое развитие в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья.
Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.
В процессе физического развития осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, и всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способствовать развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, бег, ходьба, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни как средство передвижения.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Система физического развития в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Поскольку целью физического развития является формирование у детей навыков здорового образа жизни, то для решения задач физического развития детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое развитие достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм человека. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания, сна и т. д.) составляет обязательное условие для решения задач физического развития.
Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического развития. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Правильное физическое развитие детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Педагогические возможности подвижных игр в развитии ребенка дошкольного возраста
По мнению Н. М. Амосова, В. К. Бальсевича, Ю. К. Чернышенко, В. Н. Новохатько, Е. И. Панкратьева и др., при планировании содержания физического развития дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия. Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех органов и систем ребенка. Неоценима роль игры в эффективности приобретения новых знаний благодаря ускорению развития памяти, речи, техники чтения, интеллектуального развития (Гребешева И. И. ; Богуславский З. М., Смирнова Е. О. ; Геллер Е. М и др.).
Игры классифицируются по анатомическому признаку, в зависимости от того, какая часть тела больше принимает участие во время игры : с преимущественным участием верхних или нижних конечностей или с общим воздействием.
В зависимости от числа участвующих игры делятся на индивидуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды, но с общей целью (иногда их можно разделить на две группы, которые состязаются между собой) и игры, в которых играющие обязательно делятся на команды, равные по числу участников, игра проводится на равных условиях.
Соответственно тому, каково выполнение и как изменяется положение играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры можно разделить на :
• игры на месте (статические игры, в которых ребенок не меняет своего положения в отношении окружающих его предметов, а только передвигает отдельные части своего тела. В этих играх (из положения стоя, сидя, а иногда и лежа) движения ограничены по количеству и главным действующим элементом является эмоциональный фактор. По сравнению с другими играми здесь наблюдается наименьшая физическая нагрузка;
• малоподвижные и полуподвижные игры, в которых имеются в различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно их проводят из исходного положения стоя или сидя. Физическая и нервная нагрузки в этих играх умеренные, они содержат больше эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и подвижными играми;
• подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим предметам. Эти игры характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения — бег, прыжки, поскоки, ходьба и т. п. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают большое и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как в этих играх физическая нагрузка больше, они требуют более высоких функциональных и физических возможностей со стороны детей.
Также все подвижные игры можно разделить на четыре группы с учетом примерной психофизической нагрузки в них : 1 группа — с незначительной нагрузкой; II группа — с умеренной нагрузкой; III группа — с тонизирующей нагрузкой; IV группа — с тренирующей нагрузкой.
Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, несюжетные и игры с элементами спорта. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Дошкольники с увлечением передают игровой образ, перевоплощаются в волка и гусей, обезьянок и ловца и т. д.
Несюжетные подвижные игры содержат двигательные задания и в зависимости от последних подразделяются на игры типа перебежек, ловишек, пятнашек и т. д. ; игры с элементами соревнования: “Чье звено скорее построится?”, “Кто скорее к флажку прибежит?” и т. п. ; несложные игры-эстафеты : “Кто скорее передаст мяч?”; игры с предметами : мячами, обручами, серсо, скакалками, кеглями, бабками; игры-забавы для самых маленьких : “Ладушки”, “Сорока”, “Коза рогатая” и др. Игры с элементами спорта требуют большей, чем в подвижных играх, ловкости, силы, собранности, организованности, наблюдательности.
Педагогу необходимо помнить, что все перечисленные подвижные игры способствуют не только совершенствованию движения играющих, развитию зрительного, слухового внимания, быстроты, двигательной реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точности в расчете своих сил, ловкости, быстроты, координации движений; в них воспитываются такие качества личности, как решительность, настойчивость, товарищеская взаимопомощь, дружеское отношение к участникам игр, коллективизм, но и косвенно влияют на речевое развитие ребенка.
Таким образом, подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой и с окружающим миром; для возможности реализации свободы и выбора действий, что является необходимым для качественной подготовки детей.
При работе по данной теме мной была поставлена следующая задача:
1. Проанализировать двигательную активность детей старшей группы в подвижных играх.
Наблюдая за детьми в подвижных играх, я могу сделать вывод, что:
Проведя игру «Гуси - лебеди», я заметила, что не все дети проявили большой интерес во время игры. Некоторые дети интенсивно двигаются около минуты – перебегают, увертываются от ловишки. Остальные 4 минуты они произносят текст, закрепляют знания правил, присутствуют при выборе водящего. Причиной этого, является отсутствие интереса к игре, низкая двигательная активность, которая не позволяет дошкольникам удовлетворить свою потребность в движении.
Из этого следует, что нужно повышать эффективность подвижных игр :
1. увеличение расстояния для пробегания в играх с перебежками («Зайцы и волк», «Мы веселые ребята») на воздухе до 30-40 метров
2. увеличение продолжительности интенсивных движений в играх с увёртыванием («Хитрая лиса», «Ловишка»). Продолжительность без остановки до 1-1,5 минут
3. выбор сразу 2-3 водящих. В этом случае повышается не только физическая нагрузка, но и эмоциональная насыщенность игры.
Зачастую малоактивные дети остаются без внимания, поэтому при 2-3 активных ловишках назначить можно 1-го малоактивного ребенка, без ущерба для играющих. Это вселит в него смелость и веру в себя и избавит от лишней робости.
Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.).
По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот") и условный ("Ловишки", "Пятнашки", "Перебежки").
В бессюжетных играх ("Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится", "Придумай фигуру") все дети выполняют одинаковые движения.
Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.
По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего - скоростных.
По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони обруч" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее попадет", "Чей обруч вращается" и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.
Также подвижные игры можно классифицировать по тем двигательным качествам, которые они развивают.
На силу
На ловкость
На быстроту
На гибкость
На выносливость
1. Перетягивания, сидя на полу
2. «Лошадки»
3. Бег раков
4. Соревнование тачек
5. Скалка-подсекалка
6. Белый тополь, зеленый тополь
1. «Пескари»
2. «Ниточка-иголочка»
3. «Подними монету»
4. «Колобок»
5. Разноцветные мячи
6. «Охотники и утки»
7. «Поймай дракона за хвост»
1. Встречная эстафета с бегом
2. «День и ночь»
3. Переправа в обручах
4. Эстафета с кубиками
5. «Ипподром»
6. «Вороны и воробьи»
7. «Тень»
8. «Воевода»
9. Все к своим флажкам
10. «Косари»
1. «Скороходы»
2.«Прыгуны и ползуны»
3.«Мостик и кошка»
4. «Постройте мост»
5 «Займи свободный мат»
6. «Альпинисты»
1 Прихлопни комара»
2. Салки по кругу
3. «Обезьяньи салки»
4. Гонки с выбыванием
5. «Белые медведи»
6. «Голубки»
7. «Колдун»
Выбор игры. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного возраста подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.
Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия.
Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела.
На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.
Создание интереса к игре. На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей.
В старших группах приемы создания интереса используются, главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся и др.
Методика проведения подвижных игр. Ребенок старшей дошкольной и подготовительной к школе группы уже должен уметь владеть основными движениями, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. При проведении подвижных игр с детьми старшего возраста надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость.
Заключение.
В своей работе я рассмотрела: физическое развитие детей дошкольного возраста; роль подвижных игр в физическом развитии дошкольников.
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Физическое воспитание дошкольников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в дошкольнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные дошкольники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.
Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, отражают такие общие характерные черты как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Подвижная игра характеризуется как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств.
Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. А так же подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
Активное движение, обусловленное содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умений и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества – быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки.