Занина Екатерина
Конспект мастер-класса «Обогащение словарного запаса дошкольников с ТНР посредством опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 2 «Улыбка»
Публикация «Конспект мастер-класса „Обогащение словарного запаса дошкольников с ТНР посредством опытно-экспериментальной деятельности“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Мастер – класс для педагогов
«Что умею я и знаю,
Посмотреть Вам предлагаю»
Тема:
«Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством опытно – экспериментальной деятельности».
Составитель:
Занина Е. А.
Воспитатель 1 кв. к.
ГО Карпинск,
2020
Пояснительная записка
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию саморазвитию и самореализации ребёнка, способность развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (А. Н. Подъяков, О. В. Дыбина).
Хорошо известно, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены требования к результатам освоения основной образовательной программы в виде целевых ориентиров, одним из которых является следующий:
- ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно- следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать…
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, является опытно – экспериментальная деятельность.
Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Позиция взрослого по отношению к ребё нку: «Не рядом, не над ним а вместе!».
Его цель: содействовать становлению ребёнка как личности.
Практическая значимость мастер – класса : он может быть полезен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий опытно – экспериментальную деятельность в своей работе, найдёт для себя, что – тоновое, а остальные, поймут насколько это интересное и увлекательное занятие.
Цель: дать участникам мастер – класса практические знания об опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения их на практике.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с определением понятия эксперимент, опытно – экспериментальная деятельность;
- раскрыть особенности детского экспериментирования;
- вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами воды.
2. Развивающие:
- развивать способности педагогов по теме экспериментирования;
- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой4
- развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы.
3. Воспитательные:
- создать условия для плодотворного общения участников мастер – класса в данной области, с целью развития их творческого потенциала;
- распространить педагогический опыт;
- воспитывать у педагогов интерес к опытно – экспериментальной деятельности.
Методы и приё мы: наглядный, словесный, практический, репродуктивный, экспериментирование
Актуальность экспериментирования:
Дети дошкольного возраста, по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте у них развиваются потребности в познание этого мира, которые находят отражение в поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё е сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе экспериментирования он уточняется, проясняется.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, стаканчики, пипетки, шприцы, подсолнечное масло, сахар, пена для бритья пищевые красители, салфетки. Вода, цветные льдинки, палочки, уксус, сода.
Предварительная работа:
Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.
Участники мастер – класса : педагоги МАДОУ.
Этапы работы мастер- класса Содержание этапа Деятельность
участников
1. Подготовительно- организационный Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Уважаемые коллеги, я предлагаю начать наш мастер - класс с игры «ДА-нет».
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли вы с занятия, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи».
Слайд2 Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию саморазвитию и самореализации ребёнка, способность развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (А. Н. Подъяков, О. В. Дыбина).
Слайд 3 Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Слайд4 Цель: дать участникам мастер – класса практические знания об опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения их на практике.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с определением понятия эксперимент, опытно – экспериментальная деятельность;
- раскрыть особенности детского экспериментирования;
- вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами воды.
2. Развивающие:
- развивать способности педагогов по теме экспериментирования;
- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой4
- развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы.
3. Воспитательные:
- создать условия для плодотворного общения участников мастер – класса в данной области, с целью развития их творческого потенциала;
- распространить педагогический опыт;
- воспитывать у педагогов интерес к опытно – экспериментальной деятельности.
Слайд
«Расскажи и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать и я пойму!» Так гласит китайская пословица.
Народные мыслители говорят: «Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать».
А ученые практики утверждают, что нужно испытать, нужно попробовать,нужно сделать своими руками и тогда все получится.
Сегодня вашему вниманию хочу предложить некоторые эксперименты, но сначала давайте вспомним, что же такое эксперимент?
- Скажите, для чего служит эксперимент?
- Скажите, какие виды детской деятельности способствуют познавательному развитию?
-Скажите, какие средства помогают нам в решении данной проблемы?
Участники сидят за рабочими столами.
- Эксперимент- это метод исследования некоторого явления, который взаимодействует с обьектом.
Эксперимент служит для подтверждения гипотезы, установления различных причинных связей.
-Познавательному развитию способствуют следующие виды деятельности :
- коммуникативная
-трудовая
- игровая
- познавательно- исследовательская
-чтение и восприятие художественной литературы
- наблюдение экспериментирование
-тематические беседы
- чтение художественной литературы
-
2. Основная часть
Опыт 1 «Цветные льдинки». Цветные льдинки мы заранее заморозили. У вас на столах стоят стаканы с маслом. В этот стакан мы кладем цветные льдинки. Посмотрим, как они будут плавать в масле, а когда льдинки будут таять, вода будет опускаться на дно. Этот опыт показывает, что: вода тяжелее масла.
Опыт 2 «Хроматография на ткани»
С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.
Для опыты нужно : стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.
На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся результатом.
Опыт 3. называется «Радуга в стакане». Разные жидкости имеют разную плотность и, соответственно, разный удельный вес. Тяжелые жидкости (например, сахарный сироп) “тонут” в более легких (таких, как вода). Проведение:
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
В чем же секрет этого опыта? Концетрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она тяжелее и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим- синяя внизу.
Опыт 4. «Дождевые облака». Для этого опыта нам понадобится : вода, пена для бритья, пипетка и пищевые красители. У вас все это есть на столах. Эксперимент, позволит узнать, как устроены облака и как появляется дождь. Берем воду, выдавливаем в нее пену (не очень плотно)- получились облака. Покажите ребенку на этом примере, что: прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты) посмотрите, у вас в стаканах тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу, а пена — это облако! А теперь пипеткой набираем синюю воду в стаканчике и капаем на «облака» и наблюдаем, что у нас происходит?
- При помощи этого опыта мы можем показать и рассказать детям, как мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Потому что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
Опыт 5. «Льдинки и масло»
- А теперь давайте вернемся к нашим цветным льдинкам, что же у нас там? Цветные льдинки тают и превращаются в цветную воду. Теперь возьмем немного воды добавим в масло и посмотрим, что сейчас получится. Возьмем палочку и размешаем, у нас цветные льдинки таяли и соединились в один цвет и опустились на дно, а масло поднялось наверх. При помощи этого опыта мы можем детям объяснить, что вода и масло- две жидкости, они не смешиваются! И вода опускается на дно, потому что она тяжелее масла.
Добавим на кончике ложки соды в стаканчик с маслом и цветной водой, нальем сюда же немного уксуса и будем наслаждаться гейзером.
.
Выполняют задания в соответствии с поставленной задачей.
- Капельки дождя проходят через облака и опускаются на землю.
- Потому что смешивая красный и желтый цвета получается оранжевый, а смешивая желтый и синий получается –зеленый, синий и красный – фиолетовый.
3. Заключительное слово.
Слайд 11
С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным. Подготовим их к дальнейшему обучению в школе. Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учёбе, будем развивать любознательность и усидчивость.
- Уважаемы коллеги! Вот и подошёл наш мастер- класс к концу. Прошу Вас высказать своё мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на нашем волшебном мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками.
Большое спасибо за внимание, дорогие друзья! Творческих вам успехов!
Высказывают свое мнение по поводу увиденных опытов.