Александра Климова
Математика для дошкольников. Упражнения для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Варианты игровых упражнений для решение
образовательных задач по формированию
пространственных представлений
у детей дошкольного возраста
на различных возрастных этапах
Пространство – это философская категория, протяженность и объём предметов, расстояние между ними, всеобщее свойство материальных тел занимать определенное место и особым образом располагаться среди других материальных тел.
Публикация «Математика для дошкольников, Упражнения для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений» размещена в разделах
Объем программного содержания раздела «Формирование элементарных пространственных представлений» от одной возрастной группы к другой расширяется и углубляется.
Ориентировка в пространстве предполагает умение пользоваться какой - либо системой отсчета. В раннем детстве ребенок ориентируется на основе «чувственной» системы отсчета - по сторонам собственного тела. В дошкольном возрасте он осваивает словесную систему отсчета - по основным пространственным направлениям. Освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предыдущей.
Последовательность формирования элементарных пространственных представлений у детей дошкольного возраста :
1. Ориентировка на себе, 2 – 3 года
"Славные малыши"
Игровая задача : Покажите, что я скажу.
Игровые действия: В- где наши глазки?
Д- на лице В- носик по середине, молодцы!
В- наши глазки на верху В- где наш ротик?
В- где наш носик? Д- ротик внизу!
Д- на лице В- молодцы!
2. Ориентировка на других объектах, 3 – 4 года " Оденем куклу"
Игровая задача : Одень куклу, как я скажу!
Игровые действия: В- одень носочки на ножки
В- одень платье на тельце
В- одень бантик на волосы.
3. Ориентировка от себя, 3 – 4 года
- направление от себя
- объект относительно себя
- движение в заданном направлении
" Веселая гимнастика"
Игровая задача : Делай так, как я скажу.
Игровые действия: Посмотри на лево,
Посмотри на право,
Брось мяч вверх,
Брось мяч вниз
" Найди друзей"
Игровая задача : Расскажи где стоят твои друзья.
Игровые действия: В центре круга стоит ребенок, воспитатель предлагает ему сказать где стоят его друзья: Покажи где Катя? - Катя, вот! Воспитатель: Катя, справа!.
" Ищем клад!"
Игровая задача : Идем куда я скажу.
Игровые действия: По нарисованной карте идем искать клад. (идем на лево друг за другом, идем прямо.)
4. Ориентировка от другого объекта, 4 – 5 лет
- своё положение относительно другого объекта
" Воробышки"
Игровая задача : Расскажи, где стоишь?
Игровые действия: -Я стою у песочницы,
- Я стою у беседки,
-Я стою у забора,
- Я стою за деревом
5. Определение взаимного расположения предметов, 4 – 7 лет
- объект относительно другого объекта
- местоположение объекта относительно другого лица
" Едем в автобусе"
Игровая задача : Рассади пассажиров
Игровые действия: - Посади мишку рядом с куклой Катей
- А кошку посади за мишкой
- Зайку за кошкой
- А за руль щеночка
" Колокольчик"
Игровая задача : Подними ту же руку и назови ее.
Игровые действия: Дети стоят парами, у одного в руке колокольчик и он звонит им, второй показывает. (потом меняются)
6. Ориентировка на плоскости листа, 4 – 7 лет
" Лабиринт"
Игровая задача : Дойди до конца по верной дорожке
Игровые действия: Помоги козленку добраться до совей мамы