Елена Макарова
Мастер-класс «Художественное конструирование как вид детской деятельности для решения образовательных задач ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания педагогов в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников за счет использования символических средств в конструктивной деятельности.
Задачи :
- донести до педагогов знания о механизме и системе развития познавательных и творческих способностей детей 3-7 лет, о развитии творческого конструирования, об особенностях и возможностях бумаги и деталей конструктора, разработанного автором, как конструктивного материала для детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
- научить анализировать предложенную систему развития художественного конструирования и конструктивный материал с точки зрения их соответствия поставленным задачам и предлагаемым средствам развития творчества и обучения дошкольников конструктивной деятельности.
- способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.
Художественное конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач : от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта (восприятие) до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития (мышление, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка (формирование коммуникативных и регуляторных способностей).
Конструирование художественных композиций возможно из определенных по виду конструктивных материалов. Как правило, для построения детьми художественных композиций используются природный материал и бумага. Я предлагаю вам для детского конструирования использовать «Мягкий конструктор», который включает в себя набор разных по форме, цвету, величине геометрических фигур, сделанных из ткани. Этот конструктор отличается от строительного материала (кубиков, кирпичиков, призм и др.) тем, что его детали имеют определенный способ крепления между собой.
Конструктор состоит из :
• стационарных стендов, обтянутых светлоокрашенной тканью белого, желтого, оранжевого, розового, зеленого, голубого, черного, фиолетового оттенков;
• плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция и их сегментов (половинок, четвертинок) пяти градаций величины - 2х2 см, 4х4 см, 6х6 см, 8х8 см, 10х10 см, вырезанных из гладкокрашеной хлопчатобумажной ткани, по 20 - 50 штук каждой формы, цвета, величины.
В старших возрастных группах, помимо хлопчатобумажных деталей основных цветов, используются и другие - в зависимости от характера создаваемого образа.
Данный конструктор позволяет конструировать разные по содержанию предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные художественные композиции. Наличие нескольких стендов позволяет конструировать, во-первых, сразу всем детям подгруппы и, во-вторых, конструировать, например, диафильм (развитие события с использованием пространственно-временной модели).
Конструирование изображения создается путем простого наложения деталей конструктора на фоновую поверхность (без какого-либо крепления) и соединения их между собой путем определенной организации пространства - моделирования плоскостного или полуобъемного изображения объекта, передающего его основные части и детали.
Мягкая структура хлопчатобумажной ткани, которая имеет незаметную для глаз ворсистость, позволяет ребенку быстро выкладывать детали конструктора на фоновую поверхность (тоже хлопчатобумажную ткань) и удерживать их (в один или 2–3 слоя) без дополнительного крепления, а также быстро снимать или перемещать по всей фоновой поверхности.
Стационарные стенды могут быть заменены легкими фанерными
или другого материала «листами», обтянутыми с двух сторон тканью разного цвета (наволочкой, которая может меняться в зависимости от нужного цвета. Подобные переносные фоны (рабочие поверхности) можно располагать по-разному (на детских столах или полу).
Я вам предлагаю создать свою композицию из данного конструктора, а потом мы с вами обсудим какие образовательные задачи в работе с детьми мы можем решить.
Вывод (после обсуждения) : Художественное конструирование - это в первую очередь средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей. Дети, конструируя художественные композиции, не только передают структуру предмета (объекта, которая может быть специально искажена для создания характерного, выразительного образа, но и свое отношение к конструируемому объекту, социальному событию или явлению природы, используя разные средства (сенсорные, модельные, символические). Символические средства позволяют детям понять смысл разнообразных жизненных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальному миру, в том числе и в детской конструктивной деятельности.