Наталья Дыманова
Математическое развитие дошкольников на основе использования инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Математическое развитие дошкольников на основе использования инновационных технологий
Н. Н. Дыманова
Беловский район,Кемеровская область.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка-это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать что-то новое - это беда для всех педагогов, для родителей и для самого ребенка. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайна важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Публикация «Математическое развитие дошкольников на основе использования инновационных технологий» размещена в разделах
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необходимость, неожиданность, несоответствия прежним представлениям[5]. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения. Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельно образы);
• Достигают (целеустремлены, настойчивы).
В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Особую роль мы уделяем инновационной игровой технологии. Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменения среды из одного состояния в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимаются создание нового, ранее не существующего компонента. В целом под инновационным, нетрадиционным процессом мы понимаем комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Применение игровой технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику реализующуюся во время действий ребенка с разнообразными предметами, а ведущей деятельностью младших дошкольников является игровая. Именно поэтому использование инновационной игровой технологии является эффективным способом реализации задач по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В арсенале игровой технологии присутствуют игры, способствующие обогащению бытового словаря, связной речи, игры, развивающая наблюдательность, укрепляющие волю и развивающие вариативное мышление[5].
Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
В своём опыте мы используем игровые технологии развивающих игр, как часть общей инновационной игровой технологии. В нее включены игры, такие как: логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера и т. д. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, рамок и вкладышей Монтесорри. Развивающие игры, как элемент игровой технологии, дают возможность объединять один из основных принципов обучения «От простого к сложному». Используемые игры разнообразны по своему содержанию. Каждая игра или игровое упражнение, являющиеся элементом инновационной игровой технологии, сами по себе имеют методическую, дидактическую и психологическую цели, но объединяя несколько игр в одну образовательную систему, что является необходимым критерием инновационной игровой технологии, мы объединяем их одним содержанием, сюжетом и персонажем.
Одним словом, использование игровой технологии дает нам возможность так организовать процесс образовательной деятельности, что она представляет собой систему специально подобранных развивающих игр, дидактических, познавательных игр и упражнений, которые во всем своем разнообразии исходя из общей идеи, обладают характерными особенностями и строятся в основном на действия детей с разнообразными предметами. Это дает возможность детям приобрести свой опыт математических премудростей.
Образовательная деятельность в форме игры интересна, занимательна, но не развлекательна. Игры, входящие в состав инновационной игровой технологии обладают существенным признаком – четко поставленный образовательной целью, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игры, элементы, используемые, в инновационной игровой технологии придают образовательной задаче конкретный, актуальный смысл, что позволяет сделать более доступным решение сложных задач, и способствует становлению осознанной, познавательной мотивации детей дошкольного возраста.
Реализация игровой технологии, в процессе образовательной деятельности, происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой ситуации, образовательная деятельность подчинена правилам игры, материалы используются в качестве ее средства, а в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
Таким образом, использование игровой технологии на данном возрастном этапе, является введением детей в специально организованную ситуацию, которая образует в их восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математического содержания. Для реализации такого подхода инновационно-игровые технологии, соответствуют структуре инновационных образовательных технологий.
Оно обладает целеполаганием, планированием, реализацией цели, а так же анализом результатов, содержит четко обозначенную пошаговую систему игровых заданий и различных игр, что дает нам возможность уверенно сказать, что используя данную инновационную игровую технологию, мы получаем характерный уровень усвоения детьми знаний по математическому развитию.
Введение инновационных технологий в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных в их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.
Литература
1. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]/ К. Ю. Белая// Методическое пособие. -М:.ТЦ Сфера. -2005.-64с.
2. Чилинрова,Л. А. Играя учимся математике[Текст]/ Л. А Чилинрова, Б. В. Спиридонова//– М. : ТЦ Сфера. -2005.-134с.
3. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М. Фидлер// - М. : Просвещение. 2001. – 299 с.
4. Сорокина, А. И Дидактические игры в детском саду[Текст] / А. И. Сорокина // - М. : Просвещение, 2003. – 196 с.
5. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ [Текст]/ / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец //учебно-методическое пособие СПб. : Детство-Пресс. - 2011.-112 с.