Наталья Оськина
Математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игр Б. П. Никитина
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающие игры – вовсе не, какой-то эликсир талантливости, принимая который можно достичь желаемых результатов. Это одно из средств развития способностей» Б. П. Никитин
В современном мире огромное внимание уделяется раннему развитию детей, их познавательных способностей, творчества. Очень важную роль играет развитие логического мышления и математических способностей. Известно, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому наиболее гармоничным способом формирования у детей элементарных математических представлений являются развивающие дидактические игры. В своей работе с маленькими детьми я решила использовать развивающие игры Б. П. Никитина.
Публикация «Математическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игр Б, П, Никитина» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Как известно, первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. Но именно в эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Дошкольники очень любят играть. Для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Борис Павлович Никитин предлагает интересные развивающие игры, которые можно использовать при работе с детьми. В своей работе я часто использую развивающие игры по методике Б. П. Никитина и считаю их очень эффективными и интересными.
Главное отличие игр - это многофункциональность и безграничный простор для творчества. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.
Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика. Задачи предлагаются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Задания расположены от простого к сложному.
Несмотря на кажущуюся простоту и незатейливость игр, они становятся любимыми для многих ребят. В наше время дети много время проводят не с игрушками, а с техническими гаджетами, они представлены сами себе.
Цель – познакомить детей с развивающими играми.
Задачи:
1. развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
2. формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления;
3. развивать стремление к творческому процессу познания.
Меня заинтересовала развивающая игра Никитина "Сложи узор»
В комплекте этой игры – 16 кубиков одинакового размера. Стандарт – 3х3х3 см. При этом грани каждого кубика окрашены в 4 цвета, а две из 6 граней (противоположные) окрашены разными цветами по диагонали. Таким образом, задействованы всего 4 цвета. Из кубиков можно составлять разные узоры, подбирая цвета в любом порядке.
Переставляя кубики, можно создавать большое количество вариантов картин, узоров, схем, придумывая им названия.
В этой игре есть три стандартных задания: составить аналогичный узор по заданной (нарисованной) схеме, затем составить (зарисовать) схему по сложенному кубиками узору, и третье – придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков.
Схемы — задания на готовых карточках к игре могут быть подобраны в натуральную величину так, чтобы их можно было закрывать кубиками.
С малышами ясельного возраста можно играть в «Сложи узор», используя сначала 4 кубика, составляя одноцветные картинки, затем постепенно вводить следующие кубики, усложняя узор. Можно предложить составить самому простой узор и придумать ему название.
Игра «Обезьянки»
Эта замечательная игра основана на способности малышей к подражанию. Дети часто копируют поведение взрослых, перенимая тем самым привычки, способы обращения с предметами, эмоции. У дошкольников младшего возраста очень развиты такие качества, как внимание, наблюдение за взрослыми, способность к подражанию. С возрастом эти качества меняются. Игра «Обезьянки» позволяет оценить, насколько внимателен ребенок, или же это качество угасает.
Игра рассчитана на детей с 2 – 3 лет. Детей надо усадить за столик так, чтобы они могли под него прятать ручки. Ведущий начинает игру с небольшого введения – сказки: в комнате сидела маленькая обезьянка, ей было скучно, она увидела мальчика, сначала спряталась от него, а потом стала повторять за ним все движения и ей это очень понравилось. Теперь все детки – обезьянки повторяют движения за мальчиком – ведущим (воспитателем). Для малышей надо приготовить одинаковые деревянные брусочки или кирпичики и раздать каждому по 2 штуки. Можно позаимствовать их из любого игрового комплекта. Ведущий поднимает руки из – за стола и складывает свои кирпичики в определенную композицию, ставит на ребра, башенкой, буквой «Т», любым способом. Детки – обезьянки должны повторить из своих брусочков композицию точь – в – точь. При этом ведущий должен выполнять движения демонстративно медленно, иногда чуть быстрее, шумно или тихо, но очень эмоционально, словесно подбадривая обезьянок. Закончив композицию, начинают следующую. Спрятав руки под стол, потом достав фигурки, обезьянки вновь повторяют за ведущим и строят новую композицию.
В результате дети развивают внимание, учатся повторять действия ведущего. Усложнять игру можно вводя новые фигурки, в том числе разных цветов.
Список никитинских игр и головоломок достаточно большой. Все они направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения. Детские таланты необходимо развивать с раннего возраста, создавая творческую среду и увлекая ребенка интеллектуальными играми. Так считают Лена и Борис Никитины. И в этом с ними согласны все педагоги.