Татьяна Акимова
Математическое развитие детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, которые необходимы для познания окружающего мира.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Важным показателем общего уровня развития мышления ребенка является сформированность у него математических представлений. Конечно, очень многому он научится уже в школе, но определенный багаж знаний все же приобретается в дошкольном учреждении.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.
Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.
Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения.
Сформированность элементарных математических представлений у ребенка
К концу шестого года жизни К концу седьмого года жизни
Считает до десяти, правильно поль-зуется количественным и порядко-вым счетом Умеет считать в прямом и обратном порядке в пределах десятка, знает порядковый счет до ста
Может сравнивать рядом стоящие числа в пределах десятка, опираясь на наглядность, уравнивать нерав-ное число предметов Соотносит цифры и количество предметов, знает и выполняет дейс-твия на +/-1,2
Сравнивает предметы различной величины, может размещать их в порядке убывания или возрастания Измеряет предметы при помощи условной меры, сравнивает длину, ширину, высоту предметов
Различает форму предметов — круглую, четырехугольную, треугольную Знает многоугольники, ромбы, выполняет различные операции — де-лит круг, квадрат на две и более частей, составляет из одних фигур другие большего размера, сравнивает часть и целое
Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам Ориентируется на листе бумаги, в пространстве, свободно может ис-пользовать понятия «лево», «право», «верх», «низ»
Называет дни недели, последова-тельность частей суток Знает последовательность месяцев, времен года, дней недели, ориенти-руется в них
Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, правильно пользуется арифмети-ческими знаками
Из таблицы можно увидеть, что еще до школы, ребенок может на-учиться выполнять и понимать простейшие математические операции, составлять и решать задачки.
Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.
Работа по развитию математических представлений в основном осуществляется на занятиях. В подготовительной к школе группе по математике проводятся 2 занятия в неделю. Продолжительность занятий: 25 – 30 мин. Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми.
Закладывая основы математических умений и навыков, весьма целесообразно при обучении использовать жизненный опыт ребенка. Посчитать деньги для покупки мороженого, посчитать, сколько гостей пришло, чтобы накрыть стол, и сколько всего будет человек, если придут еще два гостя, посчитать, сколько дней осталось до похода в цирк и т. д. — такая «заземленность», опора на непосредственный жизненный опыт даст ребенку ощутить необходимость тех или иных умений и навыков, наполнит изучаемые абстрактные понятия и операции определенным смыслом. При возникновении затруднений, конечно, стоит оказывать помощь малышу, считать вместе с ним, объяснять те или иные правила и совсем ненавязчиво подталкивать его к тому, что в школе он сможет научиться всему этому и многому другому, столь интересному, важному и полезному для него самого.