Чулпан Шарафутдинова
Математическое представление для детей старшего дошкольного возраста «Затерянный город»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из образовательных областей является «Познавательное развитие», где предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Публикация «Математическое представление для детей старшего дошкольного возраста „Затерянный город“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2016
Современный быстроменяющийся мир диктует свои правила развития детей и дошкольного возраста. Мир технологий требует от детей конструктивных, математических способностей, поэтому принадлежит к числу острейших методических проблем последних лет.
Всем давно известно, что игра является основным ведущим видом деятельности дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня приобретает особый оттенок. Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании математических знаний, способов моделирования и практического опыта. Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.
Представленное математическое представление предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста Оно реализуется в доступной, интересной, игровой форме. Дети, встречая на своем пути различных сказочных героев, помогая им, решают различные математические задачи посредством разнообразных дидактических игр и упражнений с использованием наглядного материала, которые чередуются упражнениями, требующими значительных физических способностей: выносливости, гибкости, целеустремленности. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями, а игры соревновательного характера добавляют еще больший интерес, остроту в решении задач. Тем более наше представление включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала : загадки, считалки, упражнения, веселые картинки, практические действия с предметами обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.
Поскольку ведущим типом мышления детей дошкольного возраста является наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное мышление представляет собой ведущий тип мышления на границе перехода в начальную школу, одним из способов развития детей мы поставили конструктивно-моделирующий способ деятельности с математическим материалом, а основным способом развития мыслительной деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности.
Предварительная работа
По формированию у детей элементарных математических представлений наша образовательная организация работает, используя авторскую разработку В. П. Новиковой «Математика в детском саду» –М., 2002., что дает нам возможность в процессе текущей учебной деятельности провести подготовительные работы с детьми по подготовке к школе. Дополнительно педагоги нашей организации в свободной деятельности совместно с детьми решают различные математические задачи : загадывают загадки, решают задачи в стихах, отгадывают ребусы, кроссворды, упражняются в проговаривании скороговорок, считалок. Играют с детьми в различные дидактические, подвижные и малоподвижные игры («На одной ножке по дорожке», «Четверо в комнате», «Пять имен», «Шесть городков», «Будьте внимательны» и т. д., читают детям сказки («Одна земляничка», «Торт с минусом», «Кто был первым?», «Четыре желания», «12 месяцев» и т. д.). Для дошкольных организаций, работающих по другим программам, рекомендуем менять задания в соответствии с практическими знаниями детей.
Цель: Учить детей закрепить знакомый старшим дошкольникам математический материал (порядковый и обратный счет, ориентировку на листе бумаги, сравнение «соседей» данного числа, моделирование из геометрических фигур, решение задач, в игровой форме продемонстрировать его применение на практике. Развивать когнитивные способности детей, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей, слуховое внимание и восприятие, мелкую и крупную моторики рук. Формировать готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции - школьника. Воспитывать у детей такие качества как ответственность, настойчивость, сплоченность, стремление прийти на помощь другому.
Математическое представление проводится в игровой соревновательной форме. Место проведения – музыкальный и (или) спортивный зал дошкольной организации.
Продолжительность - 45 минут.
Оборудование: музыкальный центр; цветок (светильник); кочки (круги с цифрами из прочного материала, например линолеум без основы); паук большого размера, подвешенный на леске, имеющий свободный конец для спуска; записка (прикрепить к пауку); гимнастические палки 20 шт; геометрические фигуры: квадрат, треугольник, трапеция, овал, прямоугольник, ромбик по 5-6 штук каждый; пластмассовые шары пронумерованные от 0 до 9 для каждой команды; шнур для нанизывания шаров (для удобства нанизывания к концу шнура прикрепить металлическую стержень длиной 8-10 см с тупым концом для безопасности; сверток с задачами; знаки «равно», «больше», «меньше» из цветного картона, на оборотной стороне прикреплена липучая лента; указка; 2 ватмана с изображением геометрических фигур в 3 ряда для ориентировки на листе бумаги; мяч 2шт; ленточки атласные оранжевого и красного цвета по 25-30 шт; накидка и корона для царя.
Центральная стена музыкального зала украшена разноцветными гирляндами, которые завуалированы далекими очертаниями «затерянного» города, зелеными «насаждениями» джунглей, горой, она состоит из двух отдельных частей или имеет вход и выход. Следующая стена украшена числовыми выражениями для каждой команды (5+4=9, 8-3=5;, различными цифрами от 0 до 20; 2 обруча для татемов по обе стороны данной стены, в центре каждого обруча прикреплен музыкальный молоточек, одна из сторон у которого собран в гармошку (изюминка-сюрприз в том, что когда дети попадают в цель, музыкальный молоточек издает звук) 2 ватмана на которых приклеены из цветной бумаги три ряда цифр, 5 и 4, 8 и 8, 7 и 6, 3 и 5, 4 и 4, 9 и 8 между цифрами приклеена липучая лента, для удобства прикрепления знаков «больше» или «меньше» на ватмане.
Гости находятся в физкультурном зале.
Ведущий приглашает гостей пройти в музыкальный зал.
Уважаемые гости, вам предоставляется возможность стать свидетелями событий, происходящих в далеких Джунглях. Прошу вас пройти в зал.
Ведущий уходит. Звучит таинственная музыка. В зал влетает, оглядываясь по сторонам, Маг волшебник-чародей.
Маг. Ага, все на месте мои хорошенькие, умненькие! Я волшебник – чародей «Цифромор», сейчас я перенесу вас в Джунгли.
Хали-Гали–снон - затрон!
Ваши веки тяжелеют, глаза закрываются.
Хали-гали-снон – затрон!
Хо-хо-хо, получилось, вы в Джунглях мои умненькие! Все вы стали немыми, невидимыми. Ох-хо-хо-хо-хо-хо-хо!
Взмахнув рукавом, закрывая лицо, пятясь назад, Маг удаляется.
Ведущий входит в зал.
Ведущий. А где же наши гости? Нет их. Ну что ж, ждать не будем, скоро подойдут. А вот и наши участники событий. Проходите, дети, милости прошу.
Команды по очереди входят под музыку в зал.
Ведущий. Капитаны, представьте свои команды.
Капитан 1-ой команды. Команда…
Дети. «Познайка».
Капитан. Наш девиз…
Дети. Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь пургу и метель?
Все участники. Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
А – риф – ме – ти – ка!
Капитан 2-ой команды. Команда…
Дети. «Всезнайка».
Капитан. Наш девиз…
Дети. Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего
Математику знать.
Все участники. А на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
А – риф – ме – ти – ка!
Ведущий. Ой, ребята, что это такое? Лилия! Какая она красивая!
Берет цветок в руки, он «оживает».
Лилия. (Магнитофонная запись) Ох, как долго я ждала, когда меня согреют чьи-то добрые руки.
Ведущий. Так ты умеешь разговаривать, ну и чудеса!
Лилия. Ах, это так просто, ведь я - принцесса затерянного города, но мой город так далек от меня.
Ведущий. Расскажи нам, что с тобой приключилось?
Лилия. В давние-давние времена в дебрях далеких Джунглей процветал город мой. Он был украшен драгоценными камнями, золотыми украшениями, самоцветами. В нем жили умные жители. Умные жители любили умную Науку математику. Ими правил мой батюшка, добрый, справедливый, умный царь Числосвет. Сам город обнесен высокой стеной, вход в него был через резные ворота, который закрывался огромным ключом. Ключ охранял сам Царь зверей, друг царя Числосвета и его жителей - Храбрый Лев.
Но вот однажды злому волшебнику – чародею не понравилось, что жители живут весело и богато. Напустил он свои злые чары, и все жители стали невидимыми, а меня превратил в цветок Лилию. Да и дорога в город давно затеряна. Затерян город мой, затеряна дорога в него.
Милые дети, помогите найти дорогу и расколдовать моего батюшку – царя Числосвета и его подданных?
Ведущий. Бедная принцесса, ребята обязательно помогут тебе. Ну что, ребята, готовы помочь?
Дети. Да!
Лилия. Только путь предстоит далекий, испытания выпадут тяжелые, а математические задачи трудные, справитесь?
Ребенок. Мы ребята – дошколята,
В город будем путь держать.
Математику мы любим
И привыкли побеждать.
Лилия. Тогда желаю удачи, в добрый путь, ребята!
Цветок гаснет.
Ведущий. Ну что же, с чего начнем?
Ребенок. В Джунгли путь далекий,
В Джунгли путь нелегкий,
Чтоб туда добраться
Нужно нам размяться.
По дорожке ты шагай, – шаги с высоким подниманием колен.
Ноги выше поднимай.
И галопом поскачи, - бег галопом.
Только друг мой не спеши,
На носочках ты шагай, - ходьба на носках, руки в стороны.
Свою спину выпрямляй.
И попрыгай по дорожке,
Поскачи – ка, ты по кочкам, – прыжки с продвижением вперед.
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай! - марш.
Ведущий. Перед тем как отправиться, нужно пересчитать всех, чтобы никто не потерялся в дороге.
Команды поочередно пересчитываются по порядку.
Ведущий. Ребята, вижу впереди болото. Его можно пройти по кочкам, отмеченными цифрами. Только нужно прыгать, придерживаясь правильного порядка цифр от 1 до 10. Нужно быть точными, чтобы не увязнуть в трясине. Чья команда правильно и быстрее пройдет болото, та и получит первый татем.
Дети, прыгая с кочки на кочку, проходят болото и получают татемы (цветные ленты) за каждого, правильно пройденного путь, игрока. Татемы оранжевого цвета команды «Познайка» и красного - команды «Всезнайка» на протяжении всего пути завязываются в обруч, которые превращаются в конце пути в «огненные» кольца).
Ведущий. Ох, и нелегкая была задача, но ребята - молодцы, справились.
Песня «Вместе весело шагать» Муз. В. Шаинский, сл. М. Матусовский
Ведущий. Ой, ребята, впереди гора,
Нет прохода, детвора.
И справа не обойти,
И слева не обойти,
А гора высока,
А гора велика.
Что же делать?
Гора. (Глухим голосом). Шаги… идут, ну, наконец, идут. Долго я хранила свои секреты. Знаю, знаю, ищете дорогу в затерянный город. Я дорогу знаю, но пока не отгадаете мои загадки, не пропущу вас.
Ведущий. Хорошо, Великая гора, ребята наши умные, отгадают твои загадки, загадывай.
Гора. Загадки для команды «Познайка» :
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете (цифры).
Сколько ушей у двух мышей? (4).
Сколько лап у двух медвежат? (8).
Гора. Загадки для команды «Всезнайка»
Из забора видны восемь кошачьих лап. Сколько кошек за забором? (2).
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей, сколько птиц? Ответь скорей. (5).
В кружку сорвала Маринка
Десять ягодок малины.
Пять дала своей подружке,
Сколько ягод стало в кружке? (4).
За каждую отгаданную загадку команды получают по одному татему.
Гора. Не ожидал, ой, не ожидал, что отгадаете мои загадки. Что ж, загадки отгадывать-то вы молодцы, а умеете ли вы танцевать?
Исполняется танец «Раз, два, три…» муз. С. Паради (Танцевальная ритмика для детей 2) Т. Суворова.
Гора. Какие вы молодцы, так уж быть, проходите.
С одной стороны открывается вход в гору, с другой - выход из нее, дети поочередно «преодолев» Великую гору, присаживаются на стулья. Вариант: гора состоит из двух половин, после отгадывания детьми загадок, гора раздвигается (внутри горы взрослые).
С потолка спускается паук. Дети, заметив его, обращают внимание ведущего.
Ведущий. Может, ребята, паучок нам подсказку несет? Давайте проверим. И, правда, подсказка. Спасибо, паучок. (Достает записку и читает). Да здесь условия, выполнив которые, мы можем продолжить путь дальше.
Ведущий. (Читает). Чья команда выполнит задание быстро и правильно, получит защитный татем, чем больше их будет у вас, тем больше вы защищены от чар злого Волшебника–чародея Цифромора.
1. Из 5 палочек (гимнастических) выложить 2 треугольника.
2. Сравнить 2 числа (5 и 4, 8 и 8, 7 и 6 – команде «Всенайка»; 3 и 5, 4 и 4, 9 и 8 команде «Познайка») задача игроков: поставить между ними знак =; < или >;
3. Из геометрических фигур: квадратов, треугольников, трапеций, овалов, прямоугольников, ромбиков выложить предметы одежды.
4. Конкурс капитанов. Необходимо по данному числовому выражению придумать задачу. 5+4=9; 8-3=5.
Ведущий. Молодцы! Можем продолжить путь.
(Звучит индийская музыка. Выходит девочка, танцует.)
Ведущий. Здравствуй, девочка, какой замечательный танец, какая же ты красивая и нарядная.
Девочка. Я была еще нарядней, пока не порвались и не рассыпались мои бусы.
Ведущий. Не волнуйся, милая, ребята помогут.
Обе команды соревнуются в нанизывании бусинок в тонкую проволоку с учетом последовательного порядка цифр (обратный счет). Победившая команда получает татем. Девочка благодарит детей и уходит.
Песня «Если с другом вышел в путь» муз. В. Шаинский, сл. М. Танич.
Слышится чей-то плач.
Ведущий. Ребята, вы слышите, кто-то плачет.
Выходит Маугли.
Ведущий. Здравствуй, милый друг, кто тебя обидел?
Маугли. О, госпожа, добрый день, никто меня не обидел, только вот мой Учитель задал сложные задачи, я один их решить никак не могу. Умоляю, госпожа, может, твои дети мне помогут?
Ведущий. С удовольствием помогут, только ты не плачь.
Маугли подает сверток ведущему, где написаны задания.
1. Назови «соседей» числа 2,4,5,7,8,9 (если участники дети старшего дошкольного возраста, 9,15,10; 8,16,19 (детям подготовительной группы). Дети должны назвать «соседей» числа, которые заранее прикреплены на стене. Ведущий указкой показывает выборочно для каждой команды цифры по очереди.
2. Ориентировка на листе с геометрическими фигурами. На листе ватмана в верхнем правом и левом углах, в середине листа, в нижнем левом и правом углах расположены различные геометрические фигуры, например пятиугольник, трапеция, овал, прямоугольник, круг для команды «Всезнайка» и шестиугольник, трапеция, ромб, круг, квадрат для команды «Познайка» (задания для каждой команды прикреплены заранее к рабочей стене как часть оформления).
3. Из конструктора «Лего» составить модель сказочного замка. Побеждает та команда, которая быстрее справился с заданием используя максимальное количество предложенного материала и построил оригинальный, красивый замок.
Маугли. Благодарю Вас, милые, умные дети. А сейчас не позволит ли госпожа своим детям поиграть со мной в мою любимую игру?
Ведущий. Покажи ребятам, какая игра, и они с удовольствием с тобой поиграют.
Маугли показывает ход игры. На стене прикреплен музыкальный молоточек. Дети должны попасть мячом в молоток с определенного расстояния. Сколько раз попали в мяч, столько татемов заработает каждая команда.
Маугли. Спасибо, госпожа, твои дети умные, ловкие и умелые. Чем вас отблагодарить?
Ведущий. Не покажешь нам дорогу в затерянный город?
Маугли. Продолжайте идти прямо, вы на верном пути. Удачи, вам! (Уходит).
Песня «Раз, два, три, четыре…» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.
Музыка прекращается и слышится рык Льва (магнитофонная запись).
Ведущий. Кажется, мы у ворот затерянного города.
Появляется Лев.
Лев. Здравствуйте, ребята. Когда нашим прекрасным городом правил царь Числосвет, когда в нем жили счастливые и дружные жители, я был сильным, храбрым Львом. Я охранял ключ от ворот города. Но злой волшебник-чародей заколдовал меня, и я стал трусливым Львом. Теперь я всего боюсь, а больше всего боюсь огня. Если смогу пройти через огненное кольцо, злые чары Волшебника-чародея пропадут, и мы расколдуем всех его жителей.
Ведущий. Не волнуйся, мы тебе поможем. Ребята, это последнее испытание. Первым через огненное кольцо пройдет та команда, у которой больше защитных татемов.
Проводится игра «Чья команда быстрей?». Дети прыгают в «огненное» кольцо, за ними - Лев (татемы оранжевого цвета команды «Познайка» и красного - команды «Всезнайка» на протяжении всего пути были завязаны в обруч, который превратился в огненное кольцо).
Лев. Моя храбрость и сила вернулись, спасибо, ребята. А теперь вперед за ключом.
Находят ключ (Лев огромным ключом делает вращательные движения за кулисами, помощник ведет по микрофону острым предметом, например гвоздем, издается волшебный звук открывания заржавевшего замка) открывают невидимые ворота, загораются завуалированные разноцветные гирлянды волшебного города.
Ведущий. Как же здесь красиво! А где же жители города? (оглядывается).
Появляется цветок – принцесса.
Принцесса. Ребята, вы узнаете меня - я та самая Лилия! Пройдя испытания, вы освободили меня от злых чар Волшебника-чародея Цифромора, и я снова превратилась в принцессу и оказалась в своем городе. А вот и жители моего города (показывает на зрителей). Ваше величество, батюшка - царь Числосвет, наконец-то мы все вместе (подходит к царю и обнимает его).
Ведущий. Ваше Величество Числосвет, вы рады, что ваши подданные вновь с вами?
Слово дается царю Числосвету, который выбирается из числа зрителей и которому тут же накидывают накидку и корону. Царь Числосвет благодарит детей за освобождение города и его подданных.
Ведущий. И на радостях таких,
Закатили пир горой :
Песни, шутки, смех и пляс,
Здесь звучат и посейчас.
Заключительная песня (по выбору музыкального руководителя).
Список используемой литературы
1. В. П. Новикова Математика в детском саду старший дошкольный возраст. – М., «Мозаика–синтез», 2002.
2. В. П. Новикова «Математика в детском саду» подготовительная группа. – М., «Мозаика–синтез», 2002.
3. В. Волина Праздник числа занимательная мозаика для детей. -М,