Юлия Федорченко
Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования последних десятилетий показали, что маленький ребенок очень пластичен, он легко может усвоить гораздо больше, чем считалось ранее, что открывает новые перспективы для значительного обогащения познавательного содержания программы дошкольного образования.
Кроме того, в исследованиях В. В. Давыдова, А. В. Запорожца и др. подчеркивается, что дошкольный возраст самоценен тем, что позволяет ребенку осуществлять различные виды свободной деятельности. Многообразие этих видов деятельности, осуществляемых ребенком по своему желанию (без каких-либо строгих правил и предписаний, не только дает детям массу знаний и умений, но и развивает их чувство, мышление, воображение, внимание.
Публикация «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Таким образом должны решаться развивающе-воспитательные задачи в дошкольном возрасте. Доказано, что такой подход позволяет избежать существенных проблем в школьном образовании детей.
В ходе исследования было выявлено, что в соответствии с новой концепцией дошкольного образования к традиционным требованиям математической подготовки детей были добавлены следующие:
– обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников;
– формирование не только математических понятий, но и основных математических понятий;
– направленность на развитие умственных способностей ребенка (формирование способности воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т.);
– создание благоприятных условий для развития математических способностей ребенка;
– развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений;
– овладение приемами учебной деятельности в процессе математического развития и др.
В ходе исследования было выявлено, что содержание методики предматематической подготовки в последнее время актуализируется, а формы и средства обучения совершенствуются. Это связано с внедрением в Российской Федерации деятельностной парадигмы образования, для которой характерен личностно-ориентированный подход, идея развивающего обучения, постулирующая развитие личности ребенка как цель образования. Таким образом, учебно-дисциплинарная модель организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях России меняется на личностно-ориентированную.
Система развивающего обучения математике должна быть направлена не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», на формирование и развитие соответственной деятельности с предлагаемым математическим материалом. Важно чтобы ребенок не воспринимал формализованную символьную информацию «числа и цифры, знаки и действий» как слово и знаки, которые надо запомнить и научиться воспроизводить. Важно, чтобы он постепенно понимал смысл этой уникальной модели окружающего нас мира, называемой математика, смысл ее символики. Важно, чтобы с первых же шагов в математике ребенок имел возможность видеть и понимать, что здесь из чего вытекает, и накапливал опыт управления предлагаемой ситуацией, опыт ее анализа изменения и исследования. Только в этом случае у ребенка будет формироваться произвольная осознаваемая мотивация исследовательской (познавательной) деятельности, которая является основой для построения в перспективе произвольной осознаваемой учебной деятельности школьника.
Освоение обновленного содержания методики дошкольного обучения математики позволяет наиболее полноценно реализовать современные требования: эффективно и комфортно обучать детей с разным уровнем развития и разных темпом обучения.
Следует отметить, что эффективность математического развития детей дошкольного возраста в большей степени определяется цели направленной работой педагогов: грамотно подобранными технологиями, формами, методами и приемами работы, их рациональным сочетанием в процессе различных видов деятельности.
Сравнительный анализ существующих программ в области дошкольного образования, что основной акцент в этих программах делается на:
– ведущую роль социокультурного контекста развития, что подчеркивает неправомерность переноса акцента дошкольного образования на школьную модель обучения;
– творческий характер развития ребенка;
– целостное развитие ребенка как субъекта детской деятельности;
– развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребенка – это способности (концепция Л. А. Венгера).
В некоторых программах представлен блок по развитию начал логического мышления. Процесс работы осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей.