Елена Комлыгина
Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Старшая группа
Задачи. Уточнять понимание детьми отношений между числами в числовом ряду от 0 до 10.
Закреплять умение составлять число пять из двух меньших.
Учить ребенка выстраивать ряд из десяти предметов, различающихся по длине на 1 см.
Учить при ответе на вопросы «Сколько всего?» и «Какой по счету?» пользоваться соответственно порядковыми и количественными числительными.
Публикация «Конспект занятия по развитию математических представлений в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Упражнять в различении правой и левой стороны своего тела.
Закреплять знание дней недели, развивать умение ориентироваться во времени.
Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал :
Числа от 0 до 10.
Кубик, в основе которого лежит квадрат со стороной около 6 см, на каждой стороне изображены кружки (диаметром 1 см каждый) : от одного до шести.
Природный материал (камушки или желуди и т. п.).
10 разноцветных полосок (из картона, бумаги, пластика) шириной 2,5—3,0 см, самая длинная — 30 см (разница в длине полосок — 1 см).
Раздаточный материал :
10 разноцветных полосок, ширина — 3 см, самая длинная — 20 см (разница в длине полосок 1 см).
Счетная карточка (длина 30 см, ширина 20 см, расстояние между линиями 5 см, от третьей линии до нижнего края — 4 см.
В начале занятия уточняет с ребенком, какой сегодня день недели, и дату (число, месяц, год).
Выложите перед ребенком ряд из чисел от 0 до 10.
Игра с кубиком
Договоритесь с ребенком о правилах игры. Он будет подбрасывать и ловить кубик, и, держа его в руках, показывать вам «выпавшую» сторону с тем или иным количеством кружков. Ребенок называют увиденное число и вспоминают его «соседей».
Чтобы игра была похожа на игру, родитель задает быстрый игровой темп и просит ребенка отвечать кратко и энергично: «Назвать увиденное число и тут же его «соседей», сначала меньшее, а потом большее число». Например, вы подбросили кубик и показали ребенку сторону с пятью кружками. Ребенок: «Пять!» Родитель просит назвать «соседей» : «Четыре и шесть». Сторона с одним кружком. «Один», а ребенок отвечает : «Ноль и два».
Если ребенок ошибется, называя «числа-соседи», родитель делает паузу, обращая тем самым внимание на ответ ребенка
После трех-четырех подбрасываний кубика можно спросить у ребенка: «Почему?» Модель ответа на этот вопрос следующая: «Три. Потому что три на один больше двух и на один меньше четырех».
Подбрасывайте кубик не менее семи раз, следя за тем, чтобы ребенок всегда в начале называли увиденное количество кружков, и только затем «соседей» числа, начиная с меньшего.
Родитель держит на ладони пять камушков (желудей). Ребенок убеждается, что их пять. Пряча руки за спиной, вы раскладываете камушки в две руки. Например, три и два. Показывая ребенку сжатые кулачки, просите его угадать, в какой руке сколько. Постоянно подсказывайте ребенку с помощью жеста (без слов, что начинать называть вариант состава числа следует с вашей правой руки. Ребенок предполагают различные варианты, например, четыре и один. Вы: «Очень хорошо. Так может быть. Но у меня по-другому». Ребенок: «Два и три». Вы: «Очень хорошо. Так может быть. Но у меня по-другому». Наконец, когда ребенок угадывает ваш вариант : «три и два». Вы показываете на открытых ладонях свой вариант (три и два).
Когда ребенок выиграет, становится водящим. Он сам выбирает любое число (или три, или четыре, или пять) и называет его вам.
Также за
спиной раскладывает камушки в две руки. Ребенок не говорит свой вариант. Отгадавши вы становитесь водящим. Игра повторяется четыре-пять раз.
На текущем занятии количество полосок десять и, в случае, если ребенок недостаточно ориентируются в названиях цветов, при анализе ряда определяются по длине только самая длинная и самая короткая полоска. На этом же материале проводится и закрепление количественного и порядкового счета, с тем различием, что вы указываете на ту или иную полоску.
Игра «Лево-право»
В непринужденной беседе вы просите ребенка вспомнить, какой сегодня день недели; какой день недели был вчера. Например, вчера была среда. Вы: «А что было в среду. Что ты запомнил? После того как ребенок выскажется, подытожьте его высказывания.
Например, ребенок сказал: «Я пускал кораблик в луже». Вы: «Вчера, в среду, ты пускал кораблик. Да? А завтра, какой будет день недели?» Ребенок: «Пятница». Вы: «А что может случиться завтра, в пятницу». Ребенок предполагает. Родитель шутит: «Я думаю, что завтра, в пятницу, мы все вместе полетим на Луну». Ребенок смеется и тоже фантазируют. Вы: «Возможно все это произойдет когда-нибудь, в какую-нибудь пятницу».
После чего просите ребенка назвать подряд три дня недели, не называя их имен и чисел. Ребенок рассуждает, предлагает различные варианты.
Правильный ответ: вчера, сегодня, завтра.