Галина Курмазова
Мастерская «Роспись Дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастерская ПО ТЕМЕ:
«РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»
Подготовительная группа
Воспитатель Курмазова Галина Анатольевна
ЦЕЛЬ НОД:
Формирование навыков технического исполнения росписи дымковских игрушек.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Публикация «Мастерская „Роспись Дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2021
1) Приобщить детей к миру прекрасного, учить видеть в неприметной игрушке выразительный образ народного промысла - дымковской расписной игрушки.
2) Закрепить умение самостоятельно реализовывать замысел в росписи дымковских игрушек. используя нетрадиционные техники рисования (тычком, ватными палочками).
3)Создавать условия для познавательной инициативы детей в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
4) Обогатить словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
5) Обогатить музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.
Развивающие:
1) Развивать наблюдательность. способность замечать характерные особенности предметов. размышлять, обобщать результаты.
2) Способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности.
3) Развивать умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круг, кольцо, Волнистая линия, точка и технику прорисовки этих элементов. Подбирая цвета в соответствии с образцами народной игрушки.
4) Развивать чувство симметрии, ритма.
5) Развивать воображение детей, поддерживать проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Воспитательные:
1) Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. Способствовать проявлению положительных эмоций, воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.
Материалы: Презентация, образцы глиняных дымковских игрушек, деревянные фигурки для росписи детьми (с одной стороны загрунтованные белой акриловой краской)-по количеству детей, тонкие кисти по количеству детей, акриловые краски, стаканчики с водой, клеенка для работы по количеству детей, влажные салфетки.
ХОД НОД:
Звучит русская народная музыка фоном. Воспитатель в русском сарафане и кокошнике приглашает детей в путешествие в прошлое – в русскую старину, чтобы узнать, чем любили заниматься русские люди.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем говорить о русских народных промыслах. Мы уже говорили с вами о таких промыслах, как «рубка избы», «ткачество». Давайте вспомним, а что такое «народный промысел»? - Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, промысел –это значит занятие. Одним из любимых занятий русского народа в давние времена являлось изготовление глиняных игрушек и их роспись – разрисовывание яркими красками.
Одной из известных во всем мире русских игрушек являются вот такие игрушки. (демонстрация слайда 1/игрушки из глины). Кто знает, как они называются? – Ответы детей. - Правильно, Дымковские игрушки.
Свое название игрушки взяли от названия села Дымково, где их впервые придумали и сделали. (слайд 2). Летом и осенью мастера собирали красную глину вдоль реки и заготавливали ее на зиму. А уж зимой доставали глину, усаживались семьями, да соседями вместе, пели песни и лепили из нее веселые фигурки разные. А как вы думаете, почему летом собирали глину, а зимой лепили? – Ответы детей. – Верно, летом и осенью русские люди заняты были на полях да в хозяйстве. А зима – время затишья: урожай убран, природа спит, у людей времени больше свободного появлялось. (слайд 3) Так вот, лепили из глины веселые фигурки, обжигали их в печке, чтобы глина прочной сделалась, покрывали белой краской из мела и молока, а потом уж их расписывали. Говорят, что когда мастера обжигали слепленные глиняные фигурки, то по всему селу стелилась дымка. (слайд 4). Может поэтому и назвали село Дымково. А было это давным-давно, еще в 15 веке.
А сейчас, давайте посмотрим на красивые росписи Дымковской игрушки. – Воспитатель направляет процесс рассматривания и обсуждения. (слайды 5,6) -
Какой основной фон у Дымковской игрушки?
Что такое фон? - Фон – это главный цвет, на котором рисуют узоры. (белый)
Какие основные цвета мы встречаем в их узорах?
А какие основные элементы росписи отличают эти игрушки? (круги, полоски, квадраты, змейки)
Правильно, молодцы, ребята.
Физкультминутка:
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон)
Воспитатель: А теперь посмотрите и возьмите в руки деревянные игрушки-фигурки с ваших столов: у кого-то коняшка, у кого-то барышня, а у кого-то петушок. - Предложить детям выбрать себе фигурку.
Одна сторона фигурки загрунтована – то есть уже покрыта белым фоном. На ней и будем рисовать. Также у каждого есть тонкая кисть и специальные краски для росписи по дереву – акриловые краски. Пользоваться ими нужно осторожно, так как такие краски практически не отстирываются. И еще, они не любят воду, в отличие от акварельных красок.
А сейчас посмотрите, перед вами - образцы игрушек. Вы можете расписать вашу фигурку так же, как на образце, а можете придумать свой узор, выбрав элемент из предложенных. Но помните, что главными элементами Дымковской игрушки являются круги, квадраты, полоски, змейки (слайд 7).
Ну, что, за работу! Будем расписывать игрушки Дымковской росписью.
Роспись игрушек. Когда игрушки расписаны, дети рассматривают работы друг друга. В конце занятия воспитатель задает вопросы, провоцирующие к размышлению: Что особенно запомнилось из истории Дымковской игрушки? Что вы чувствовали, когда расписывали игрушки? Что получилось легче, а что сложнее?
Воспитатель: Ребята, я вижу, как вам понравилась дымковская игрушка, особенно расписывание дымковскими узорами. Сегодня вы сможете показать вашу игрушку родителям и рассказать о ее истории. А теперь осталось, навести порядок на наших рабочих местах. Все – большие молодцы!
Анализ НОД:
Структура мастерской выстроена таким образом, что все ее части взаимосвязаны между собой и соответствовуют теме. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательной атмосферы. Для достижения результата я опиралась на индивидуальные. возрастные и психологические особенности данного возраста. Обучающие, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы чутко переходили от одного к другому.
В ходе индивидуальной работы детей старалась создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Наше общение проходило эмоционально, мы были партнерами.
В течение всей деятельности обращала внимание на осанку детей, для снятия утомляемости провела физкультурную минутку, решая одну из главных задач - здоровьесбережение воспитанников. Длительность НОД составила 30 минут. что соответствует нормам СанПиН. Считаю, что мне удалось достичь поставленной цели, реализовать задачи.