Ольга Волкова
Мастер-класс для педагогов «Роспись юбки дымковской куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс по декоративному рисованию на тему:«Роспись юбки дымковской куклы»
Уважаемые коллеги, приглашаю вас на мастер - класс, который я провела с педагогами. Педагоги на время проведения мастер-класса побывали в образе детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»;
«Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие»; «Речевое развитие».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Роспись юбки дымковской куклы“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Цель: знакомство с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской игрушкой; учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения различать несколько видов дымковских кукол: водоносок, нянек, барынь, замечать различия в одежде, в характерных деталях;
- познакомить с тремя композициями узоров на юбках для кукол: полосатым, клетчатым и узором из колец;
- формировать умение выбирать один из вариантов узора для юбки;
- соблюдать подбор цветов, характерный для росписи юбки дымковских барышень;
- учить детей использовать разное положение кисти при рисовании
(рисовать всей кистью плашмя по ворсу и концом кисти);
Развивающие:
- развивать внимание, образное и логическое мышление, наблюдательность;
- развивать эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству.
Материал и оборудование:
- изображения трёх видов дымковских кукол: водоноска, нянька, барыня;
- изображения элементов дымковских узоров;
- силуэты фигур кукол вырезанных из белой бумаги;
- акварельные краски, вода, мягкие кисти, салфетки;
- мольберт.
Предварительная работа:
- знакомство с дымковской глиняной игрушкой;
- рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий;
- знакомство с элементами росписи;
- рисование элементов росписи.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня, я приглашаю вас на выставку дымковских кукол. (Предлагаю детям встать полукругом вокруг мольберта)
Посмотрите как много разных кукол!
Воспитатель: Давайте их рассмотрим. Это водоноска. Она несёт на коромысле вёдра с водой. Раньше, когда не было водопроводов, девушки ходили за водой на речку или к колодцу.
А вот эта кукла держит на руках младенцев, завёрнутых в пелёнку. Таких дымковских кукол с малышами называют няньками.
Водоноска и нянька изображены в работе. Одна несёт вёдра, другая качает ребёнка. Они в фартуках, чтобы не испачкать нарядные узорчатые юбки. На голове у обеих кукол кокошники.
Эта кукла – барыня. У неё в руках зонтик и одета она по-другому. На голове у неё не кокошник, а (шляпа, не кофточка, а жакет с пышной оборкой. Обратите внимание дети, что узор на юбках кукол разный – клетчатый,
полосатый, узор с кольцами.
Воспитатель: Нравятся вам эти куклы
Дети: Да
Воспитатель: Почему?
Дети: Они очень красивые, яркие, весёлые, разноцветные.
Воспитатель: Из каких элементов состоят узоры на юбках?
Дети: Круги, точки, кольца, полоски, овалы.
Воспитатель: Какие цвета красок используют мастера для рисования узоров?
Дети: Красный, оранжевый, жёлтый, голубой, зелёный.
Предлагаю детям сесть за столы. Показ рисования узора.
Воспитатель: Дети, заготовки кукол уже лежат на столах. У них кокошники и кофточки такие же, как у дымковских кукол. Но они не совсем нарядные. Чего-то у них не хватает (ответы детей).
Ну конечно, у них нет узора на юбках.
Сегодня мы с вами будем, как настоящие мастера, рисовать узор на юбке дымковской куклы.
Чтобы узор получился, как у настоящих мастеров, я вам покажу, как располагать полосы, клетки и кольца на юбке куклы.
Сначала надо всей кистью плашмя по ворсу нарисовать полосу сверху вниз посередине юбки дымковской куклы. Потом следует найти середину левой стороны листа и нарисовать там такую же полосу, затем нарисовать полосу посередине правой стороны листа. Получились три широкие полосы.
А те дети, которые будут рисовать клетчатый узор, нанесут слева направо ещё три полосы: посередине, вверху и внизу.
(Вызываю ребёнка для показа)
Узор с кольцами надо выполнять в шахматном порядке. (Показ образца)
Вверху мы рисуем два кольца, а внизу - три. Кольца рисуем кончиком кисти.
В клетках, между полосами и кольцами вы можете рисовать любые элементы дымковской росписи – круги, волнистые линии, точки, штрихи.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам подумать, какой будет узор на юбке вашей куклы?
(Дети называют свой выбор)
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики:
Красят домик маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
То им тоже помогу.
(Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами).
Самостоятельная деятельность детей.
(Дети приступают к рисованию узора под спокойную русскую народную мелодию. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за осанкой, за техникой исполнения работ, напоминает, чтобы дети не забывали промывать хорошо кисть, после каждой краски).
Воспитатель: Заканчивайте свои работы. После окончания работы, промойте кисть, просушите её о салфетку и положите кисточку на подставку.
Воспитатель: Дети, встаньте в круг вместе с вашими дымковскими куклами, посмотрите на узоры друг друга. Расскажите, каким узором вы украсили юбку своей куклы? Какие цвета краски вы использовали?
На какой выставке вы сегодня побывали?
С какими узорами мы сегодня с вами познакомились.
Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы.