Осипова Кристина Валерьевна
Мастерская художественно-эстетической направленности «Галерея фантазий» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастерская художественно-эстетической направленности «Галерея фантазий» для детей старшего дошкольного возраста
1. Актуальность программы мастерской
Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами изобразительного искусства и развития речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества дошкольников.
Связь изобразительного искусства и развития речи, обеспечивают развитие комплекса речевых умений и художественных способностей у воспитанников.
Публикация «Мастерская художественно-эстетической направленности „Галерея фантазий“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Цель интеграции развития речи и изобразительной деятельности - научить дошкольника видеть мир как единое целое, в котором все составные части взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир изобразительного искусства.
Знакомство с репродукциями художников – это двери в бесконечный и прекрасный мир искусства. И для того, чтобы произошёл разговор, чтобы дети поверили, почувствовали, чтобы могли видеть, глубже пережить всё то, что их окружает, нам нужно передать своё отношение к этому прекрасному. Художественно-эстетическое развитие способствует к приобщению детей к эстетическим ценностям, воспринимать и понимать те произведения искусства, которые вызовут у детей восторг и желание любоваться красотой. И тогда каждый ребёнок полюбит Алёнушку, будет восхищаться богатырями, будет любоваться золотой осенью и, конечно, восхищаться неуклюжими медвежатами из соснового бора. Современное эмоционально-эстетическое развитие способствует воспитанию отзывчивости и внимательному отношению к родной природе, к своей родине, людям и вечной красоте.
С помощью данной программы дети научатся понимать сюжет картин, вдумчиво вглядываться в изображение, подмечать отдельные детали, связно рассказывать о содержании картин, видеть их красоту и любоваться ими.
Работа по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства подведет детей к понятию, что картины написанные художниками – это шедевры искусства и находятся в художественных музеях. Работа с картинами великих художников – это ещё один шаг на дороге к прекрасному – и это прекрасное: картинные галереи, художественные музеи, художественные выставки, ведь каждая вещь в музее – носитель духовной, социально значимой информации, пробуждающая в маленьком посетителе эмоции восхищения и радости. Пробуждает способность видеть предмет глазами другого человека, ощущает свою сопричастность к истории и культуре своей страны.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его.
Содержание программы расширяет представления детей о видах, жанрах изобразительного искусства, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни людей, формируют у детей художественные представления, и развивает познавательный интерес. Благодаря разнообразной тематике, дети познают окружающий мир, учатся видеть в нём прекрасное, соотносят увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. Главное – суметь вовлечь детей в творческий процесс.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность, которая наиболее ярко раскрывает все их универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности.
2. Цели программы мастерской
Приобщение дошкольников к изобразительному искусству. Развитие речи с помощью изобразительной деятельности.
Задачи:
-Развивать интерес к произведениям изобразительного искусства, способность воспринимать, рассматривать и понимать содержание произведения; эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.
-Воспитывать у детей чувства симпатии к произведениям изобразительного искусства и уважение к людям искусства.
-продолжать знакомить детей с произведениями русской живописи и творчеством великих русских художников.
- учить создавать описательный рассказ по пейзажной картине, придумывать свое название для нее.
- активизировать и обогащать словарь детей.
- развивать связную речь.
- формировать грамматический строй речи.
- формировать композиционные навыки.
- развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
- развивать художественно-творческие способности ребенка.
- воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
3. Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие.
4. Формы и методы обучения
- сказочное повествование,
- игровые ситуации,
- игры-путешествия,
- дидактические игры,
- погружение ребенка в ситуацию слушателя.
- литературные произведения;
- музыкальное сопровождение;
- нетрадиционные техники рисования;
- выставки детского изобразительного творчества;
- индивидуальные вернисажи;
- совместное обсуждение работ.
Методы обучения (словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные:
- рассказ;
- беседа;
- объяснение;
- чтение художественной литературы, художественное слово;
- образное слово (стихи, загадки, пословицы);
- поощрение;
- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Наглядные:
- использование в работе иллюстраций, фотографий, репродукций картин, пособий.
Практический прием:
Составление композиции. Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.
Сроки реализации программы мастерской: октябрь 2023г. - апрель 2024г.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю во второй половине дня, с 2 подгруппами детей, длительность занятия – 30 мин.
Предполагаемый результат:
- дети научились подбирать слова, необходимые для построения фразы;
- научились правильно строить предложения;
-научились понимать сюжет картин, вдумчиво вглядываться в изображение, подмечать отдельные детали, связно рассказывать о содержании картин, видеть их красоту и любоваться ими.
- познакомятся с базовыми знаниями об изобразительном искусстве;
- приобретут навыки работы с кистью, при выполнении заданий на различные виды изобразительной деятельности;
- смогут принимать участие в различных конкурсах.
Учебно-тематический план программы мастерской
№ Перечень тем Количество практических часов Форма контроля
1 Беседы о живописи, художниках 4 часа
2 Рассматривание и чтение картин 14 часов
3 Изобразительная деятельность 11 часов
4 «Экскурсия в картинную галерею»
(совместно с родителями) 1 час
ИТОГО 30
Календарно-тематический план программы мастерской
срок
Тема: Беседа о живописи. Пейзаж.
Краткое описание темы: Особенности жанровой живописи как сюжетно-тематической картины, где есть определенная тема и конкретный сюжет.
Тема: Беседа с детьми о художниках.
Краткое описание темы:Портретная галерея художников. Кто такой художник? С творчеством каких художников мы знакомы?
Тема«Экскурсия в картинную галерею» (совместно с родителями)
Краткое описание темы:Знакомить с правилами поведения в галерее.
ТемаРассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», В. Д. Поленова «Золотая осень», А. Остроухова «Золотая осень», И. Грабарь «Рябина», И. В. Шишкина «Осень».
Краткое описание темы:Учить детей рассматривать пейзажную картину, с удовольствием делиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного, формировать умение воспринимать, чувствовать ее настроение; умение подбирать и использовать сравнение и эпитеты при описании природы.
Речь детей активизировать словами: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, курлыкают, улетают, желтеют, падают, сохнут, шуршат и т. д.
Закрепить приметы осени, названия осенних месяцев, слушать прекрасные стихотворения А. Пушкина «Унылая пора, очей очарование…», Е. Успенской «Подарило солнце», З. Федоровской «Осень», И. Бунина «Листопад».
Тема: Творческая работа акварелью «Золотая осень» Обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт», «золотая осень».
Краткое описание темы: Учить красиво располагать изображение на листе. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, интерес к изобразительной деятельности.
Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Оживлять эстетические впечатления, вызванные наблюдениями за осенними явлениями в природе и отражать их в рисунках. Воспитывать чувство прекрасного.
Учить отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами, переводить от рисования – подражания к самостоятельному творчеству.
Тема: Рассматривание картины «Утро в сосновом бору»
Краткое описание темы: И. И. Шишкина Вызвать интерес к рассматриванию картины; рассказывать о её содержании. Беседа на тему «Почему нравится.» или «Почему не нравится.», побуждает ребенка к осмысливанию объекта.
Тема: Творческая работа акварелью «Любимый уголок природы»
Краткое описание темы: Закрепить у детей умение подбирать краску характерную для окраски пейзажа, развивать творчество, воображение, фантазию, мелкую моторику рук, воспитывать интерес к рисованию и любовь к природе.
Тема: Рассматривание картины К. Юона «Волшебница зима»
Краткое описание темы: Вызвать интерес к рассматриванию картины; рассказывать о её содержании; развивать образную речь, развивать у детей связную и грамматически правильную речь.
Тема: Творческая работа акварелью «Вот зима, кругом бело…»
Краткое описание темы: Учить создавать образ зимней природы, передавая ее красоту, творчески применяя разные техники рисования. Развивать эстетическое восприятие, поощрять детское творчество.
Тема: Рассматривание картины «Алёнушка» В. М. Васнецова
Краткое описание темы: Закрепить умение рассказывать о картинах связно, последовательно, понимать и ценить произведения искусств. Воспитывать уважение к сверстникам, выслушивать, рассказы детей не перебивая.
Тема: Творческая работа акварелью «Моя любимая сказка»
Краткое описание темы: Закрепить у детей умение подбирать краску характерную для окраски пейзажа, развивать творчество, воображение, фантазию, мелкую моторику рук, воспитывать интерес к рисованию
Тема: Рассматривание картины «Богатыри» В. М. Васнецова
Краткое описание темы: Вызвать интерес к рассматриванию картины; рассказывать о её содержании; развивать образную речь, развивать у детей связную и грамматически правильную речь.
Тема: Творческая работа акварелью «Мой богатырь»
Краткое описание темы: Закрепить у детей умение подбирать краску характерную для окраски пейзажа, развивать творчество, воображение, фантазию, мелкую моторику рук, воспитывать интерес к рисованию
Тема: Рассматривание картины «Февральская лазурь» И. Э Грабаря.
Краткое описание темы: Вызвать интерес к рассматриванию картины; рассказывать о её содержании; развивать образную речь, развивать у детей связную и грамматически правильную речь.
Тема: Творческая работа акварелью «Чудо-дерево»
Краткое описание темы: Закрепить у детей умение подбирать краску характерную для окраски листьев в зимнее время, развивать творчество, воображение, фантазию, мелкую моторику рук, воспитывать интерес к рисованию и любовь к природе.
Тема: Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март»
Краткое описание темы: Вызвать интерес к рассматриванию картины; рассказывать о её содержании; развивать образную речь, развивать у детей связную и грамматически правильную речь.
Тема: Рассматривание картины А. К. Соврасова «Грачи прилетели»
Краткое описание темы: Вызвать интерес к рассматриванию картины; рассказывать о её содержании; развивать образную речь, развивать у детей связную и грамматически правильную речь.
Тема: Творческая работа акварелью «Сегодня март в календаре – весна в права вступает!»
Краткое описание темы: Познакомить детей с весенними изменениями в природе. Обогатить словарь детей по данной теме.
Побуждать детей слушать музыку, рассматривать картины и предметы.
Тема: Рассматривание картины И. Левитана «У омута».
Краткое описание темы: Закрепить умение рассказывать о картинах связно, последовательно, понимать и ценить произведения искусств. Воспитывать уважение к сверстникам, выслушивать, рассказы детей не перебивая.
Тема: Творческая работа акварелью «Речка быстрая…»
Краткое описание темы: Закрепить у детей умение подбирать краску характерную для окраски пейзажа, развивать творчество, воображение, фантазию, мелкую моторику рук, воспитывать интерес к рисованию
Тема: Рассматривание картины Кончаловского «Сирень»
Краткое описание темы: Вызвать интерес к рассматриванию картины; рассказывать о её содержании; развивать образную речь, развивать у детей связную и грамматически правильную речь.
Тема: Творческая работа акварелью «Букет сирени»
Краткое описание темы: Расширять представления детей о времени года – весне, её признаках, о первых весенних цветах. Развивать восприятие окружающего мира, познавательные и творческие способности детей. Совершенствовать умение рисовать. Учить передавать образ цветка, его строение и форму. Воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы.
Тема: Викторина «Знаток изобразительного искусства»
Краткое описание темы: Обобщить и систематизировать знания детей о жанрах изобразительного искусства.
Тема: Галерея детского творчества.
Краткое описание темы: Подведение итогов. Поощрение самых талантливых и успешных детей.
1. Диагностический материал.
Критерии диагностики:
-Умение изображать характерную форму предметов
-Умение передавать замысел в работе
-Использует различные цвета и оттенки
-Проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства (рассматривает, эмоционально откликается.
-Составляет описательный рассказ по картине
-Развитие связной речи
-Сформирован грамматический строй речи
-Проявляет инициативу, выдумку, творчество
-Умение самостоятельно выполнять работу
-Умение анализировать работу, давать оценку
Каждый показатель оценивается исходя из 3-х степеней оценки:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно выбирает технику рисования, создает изображения предметов (с натуры, по представлению, использует различные цвета и оттенки. Имеет богатый словарный запас. Проявляет инициативу в общении, делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников и исправляет их. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная, пользуется разнообразными средствами выразительности.
Средний уровень - создает изображения предметов (с натуры, по представлению, использует различные цвета и оттенки, затрудняется в выборе техники рисования. В рассказе допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений затрудняется, грамматические ошибки редки;
Низкий уровень – схематичное изображение, однотипная техника рисования (только карандаши или краски). Затрудняется в установлении связей, допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах. При пересказывании требует помощь взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный запас беден.
2. Формы подведения итогов (итоговый отчет и открытое мероприятие с детьми)
- выставки, галереи детского творчества.
- участие в конкурсах художественной направленности разного уровня.
3. Список использованной литературы.
1. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М. : Мозаика-Синтез, 2000.
3. Развитие речи у детей дошк. возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещ., 2001.
4. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1.
5. Нищева Н. В. 2Четыре времени года» (развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи, С-Петербург «Детство-Пресс», 2007.
6. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников», С-Петербург «Детство-Пресс», 2004.